общественных и других творческих достижений, которые притягательны отчасти сами по себе, а отчасти ради славы, известности, популярности, денег, физической безопасности и комфорта и других «земных радостей» эмпирического свойства.
С Степень удовлетворения потребностей и целей. Каждая потребность может удовлетворяться в разной степени или на разном уровне — от широчайшего и самого роскошного максимума до самого узкого и беднейшего минимума. Удовлетворение потребности в еде может колебаться от куска черного хлеба и глотка воды, которых едва-едва хватает на то, чтобы поддерживать физиологические отправления организма, до самого непомерного обжорства, когда все средства тратятся не только на запасы изысканной пищи, но еще и на то, чтобы стимулировать пресыщенный аппетит различными затеями. То же самое можно сказать об одежде, жилье, сне, самозащите, отдыхе и развлечении. Сказанное справедливо и в отношении чисто духовных, и в отношении смешанных, или телесно-духовных, потребностей.
D. Способы удовлетворения потребностей. Они могут быть или казаться разными у разных людей. Мы можем разбить их на три основных класса:
1) Изменение окружающей среды с тем, чтобы создать средства для удовлетворения данной потребности; например, страдающий от холода может затопить печь, соорудить костер, надеть теплое меховое пальто и т. п.
2) Изменение себя, своего тела и души и их составляющих — отдельных органов, желаний, убеждений или личности в целом — таким образом, чтобы стать фактически свободным от данной потребности или чтобы сублимировать ее благодаря этому «самосовершенствованию». Страдающий от холода, например, может закалить себя, стать менее чувствительным к холоду и переносить его гораздо легче. То же самое можно сказать и о других потребностях.
3) Частичное изменение среды и себя самого. Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что когда нам холодно, мы часто используем оба средства, то есть можем развести огонь, но в то же время занимаемся и энергичной физической деятельностью, чтобы согреться.
/. ИАЕАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
2 системы культуры 65
Бытие(5еш);2) цели и потребности в основном духовные; 3) степень их удовлетворения — максимальная и на высочайшем уровне; 4) способом их удовлетворения или реализации является добровольная минимизация большинства физических потребностей, причем в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них. Эти посылки — общие для всех разновидностей идеациональной культурной ментальности. Но на основе вариаций четвертого пункта можно выделить два основных подвида идеациональной ментальности и связанной с ней системы культуры.
A. Аскетический идеационализм. Он ищет удовлетворения потребностей и реализации целей путем чрезмерной минимизации плотских потребностей и даже отказа от них, что сопровождается полной отрешенностью от чувственного мира и собственного тела, рассматриваемых всего лишь как иллюзия, нечто нереальное, несуществующее. Чувственная среда и даже индивидуальная «самость» (self) целиком растворяются в сверхчувственной, последней реальности.
B. Активный идеационализм. Идентичный с общим идеацио-нализмом по своим большим посылкам, он ищет удовлетворения потребностей и реализации целей не только путем минимизации телесных потребностей индивидов, но также и путем преобразования чувственно воспринимаемого, особенно социокультурного мира в направлении духовной реальности и целей, избранных в качестве основной ценности. Его носители не «бегут от мира иллюзии» и не растворяют целиком его и собственные свои души в последней реальности, но стремятся приблизить их к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей. Примерами активной идеациональной ментальности могут служить великие религиозные реформаторы, такие как первые апостолы христианства, папа Григорий Великий и папа Лев Великий.
//. ЧУВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
С точки зрения вышеупомянутых четырех пунктов ее большие посылки суть следующие: 1) реальность понимается как не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее
Чувственная ментальность считает реальностью только то, что дано органам чувств. Она не верит ни в какую сверхчувственную реальность и не ищет ее, самое большее, что она может, так это — в своем ослабленном варианте — занять агностическую позицию по отношению ко всему миру, лежащему по ту сторону °идушений. Чувственная реальность мыслится как становление, процесс, изменение, течение, эволюция, прогресс, преобразование. Потребности и стремления носителя чувственной ментальности — в основном физические, и все делается для того, чтобы эти
Сорокин