Повторяемость в социальном пространстве и флуктуация во времени идеационального, визуального и смешанного стилей в живописи и скульптуре (качественный анализ)

Начнем наше исследование с вопроса: есть ли какая-либо по­стоянная тенденция перехода от одного из двух противополож­ных стилей к другому в процессе исторического развития вообще и от более ранних к более поздним стадиям истории греко-римской и западной культур в частности? Именно эти культуры будут на­ходиться в центре нашего внимания при изучении данной про­блемы.

I. СТИЛЬ ПРИМИТИВНОГО ИСКУССТВА: ВИЗУАЛЬНЫЙ ИЛИ ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ? *

В XIX в. — в эпоху господства теорий эволюции и линейного прогресса — довольно распространенным было мнение, что в развитии художественного стиля наблюдается неуклонная ли­нейная тенденция — однолинейная, спиралевидная или же ос­циллирующая — от примитивного искусства, представители которого не обладали мастерством и техникой, к современно-му, которое, как полагали, является в высшей степени совер­шенным. Большинство исследователей рассматрквэти почти все формы того, что обозначается здесь термином «идеациональ-ный стиль», как стиль примитивный из-за неумения художни­ков воспроизвести объект должным образом. Идеациональное и примитивное часто отождествлялись, в то время как любое квалифицированное изображение, выполненное в визуальном стиле, считалось проявлением художественного мастерства, зре­лой техники, прогресса в искусстве. Даже сегодня многие люди, глядя на рисунки индейцев, эскимосов, древних египтян, гово­рят об отсутствии мастерства и примитивности искусства этих народов. Но каким бы естественным ни казалось подобное мне-

6 П. А. Сорокин

146 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

ние, оно в большинстве случаев ошибочно. Ошибочность по­добных теорий состоит в отождествлении идеационального с незрелым, а визуального — с развитым. В действительности же дело обстоит иначе. Зачастую идеациональный и визуальный стили свидетельствуют не столько о наличии или отсутствии ма­стерства и высоко развитой техники, сколько о совершенно раз­ных ментальностях. Одна из них, как мы уже видели, является ментальностью, ориентирующейся на Бытие, другая — на Ста­новление.

Чувственная ментальность стремится изобразить физичес­кие объекты визуально. Следовательно, ее носители учатся, как это делать. Носители ментальности идеациональной об этом не заботятся. Следовательно, у них нет и соответствующих навы­ков. Они представляют вещи идеационально.

Если это соответствует истине, то мы должны предположить, что примитивное искусство всех культур может обладать од­ним из двух противоположных стилей на одной и той же стадии своего развития. Это предположение подтверждается на деле. Некоторым первобытным народам свойствен преимуществен­но идеациональный стиль, некоторымпреимущественно ви­зуальный, а некоторымоба. Такое обстоятельство наносит сокрушительный удар по большинству вышеупомянутых тео­рий линейного развития. Вот данные, подтверждающие это.

Изображения, рисунки и скульптуры, принадлежащие чело­веку эпохи палеолита, насколько позволяют судить наши знания, являются преимущественно визуальными. Некоторые из них можно назвать даже визуально-импрессионистскими — столь великолепно «засняты» на них животные в движении — северный олень, бизон, мамонт. Когда же мы обращаемся к изображени­ям, рисункам и скульптурам эпохи неолита, то замечаем, что они менее визуальны и гораздо более идеациональны.

Если же обратиться к искусству сегодняшних первобытных племен, то можно обнаружить, что в нем присутствуют оба сти­ля. У одних народов преобладает визуальный стиль, у других — идеациональный; у многих других встречаются оба стиля. Но нельзя утверждать, что один преобладает у «более развитых», а другой — у «менее развитых» народов. Вариация стилей не де­монстрирует закономерностей подобного рода.

Наряду с этим можно отметить, что идеациональный стиль, как правило, наблюдается чаще всего в религии, магии и других «сакральных» и «иератических»1 сферах социальной жизни

а флуктуация стилей в живописи и скульптуре 147

независимо от того, какую конкретную форму они принимают, тогда как визуальный стиль чаще всего встречается, причем внут­ри той же самой культуры, в «мирской», повседневной, обыден­ной, земной сфере. Даже если в данном обществе преобладает ви­зуальное искусство, идеациональный стиль зачастую сохраняется в таких «иератических» областях, как религия, магические обря­ды и символы, важные государственные церемонии и торжества. Причина такого распределения стилей — очевидна: посколь­ку сакральные и иератические сферы социальной жизни связа­ны со «сверхэмпирическими», трансцендентными, идеациональ­но абстрактными, бестелесными и так или иначе нематериальными ценностями (будь то ценности религиозные или магические или честь и достоинство нации, семейная гордость, патриотизм, спра­ведливость, жертвенность, добродетель), они не могут быть адек­ватно выражены ни в какой визуальной форме, потому что вооб­ще не имеют формы. Отсюда — необходимость идеациональных знаков или символов для обозначения подобного рода явлений и для того, чтобы сделать их «видимыми». С другой стороны, чи­сто эмпирические, материальные феномены в большинстве слу­чаев имеют зримую форму, которая может быть представлена визуально. Отсюда — существование визуализма в сферах та­кого рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: