V. Восемнадцатое столетие

Я уже отмечал, рассматривая эллинистическое и римское ис­кусство эпохи после правления Августа, что их последующее развитие состояло из ряда волн подражания предшествующим формам искусства, с течением времени все быстрее сменявших друг друга — подражания «архаическим», «классическим», за­тем идеалистическим и чисто визуальным формам и т. д. В этой последовательности различных стилей и имитаций ни идеаци-ональная, ни идеалистическая форма никогда не достигали пре­жних высот. Все подражательные волны оставались в принципе в рамках, визуального течения, изменения же сводились к вариа­ции различных визуальных форм, несмотря на стремление со­здать подлинно идеалистическое или даже идеациональное ис­кусство.

Это обстоятельство невольно приходит на ум, когда размыш­ляешь о судьбах европейского искусства после его идеалистичес­кой фазы XIII — первой половины ХГУвв. Сменялись волны из­мененных на новый лад стилей, было несколько попыток оживить «идеалистический классицизм» и приблизиться к иде­алистическому искусству; в сравнительно недавнее время дела­лись даже попытки создать нечто близкое к идеациональному стилю. Но, несмотря на это, все изменения не выходили за рам­ки визуального течения и никогда не приводили к созданию подлинно идеалистического или идеационального искусства. Начиная с XV в., визуализм стремительно прогрессировал вплоть до конца XIX в.

Примерно к началу второй половины XVIII в. искусство ро­коко практически исчерпало себя, и появились первые призна­ки возврата — уже в третий раз — к «классицизму». Этот воз­врат окончательно утвердился к концу XVIII в. Таким образом, в течение одного столетия искусство совершило полный цикл: начав с классического академизма, пройдя через романтичес­кое рококо, оно в конце столетия вернулось к классицизму. Гос­подство третьей имитации классицизма было, однако, недолгим:

9. флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 179

приблизительно к 1825 г. этот стиль почти исчез, и на смену ему вскоре пришел романтизм второй четверти XIX в. Романтизм, впрочем, продолжался не дольше и прожил не более четверти столетия. Он сменился своеобразным «натурализмом» и неко­торыми другими течениями, одно из которых превратилось в импрессионистскую школу последней четверти XIX в. В ней ви­зуализм достиг своей самой крайней и самой чистой формы: дальше развиваться в этом направлении было невозможно. Три­умф импрессионизма опять-таки был недолгим, и ближе к кон­цу XIX в. мода на него пошла на убыль: в роли «противников» не только импрессионистской школы, но и чуть ли не самого визу­ального стиля выступили «экспрессионисты» и особенно «куби­сты», «футуристы» и «символисты»38.

В настоящий момент мы наблюдаем чрезвычайное обилие разнообразных школ и направлений. В искусстве заметны не только сопротивление визуальному стилю в целом, но и первые симптомы поиска того, что сродни идеациональному стилю. Однако эти симптомы пока еще слабы; новаторы стремятся ос­мыслить свои поиски, но пока еще не понимают, чего же они хотят добиться.

Таким образом, в течение XIX в. мы наблюдали несколько волн, каждая из которых длилась едва ли больше четверти сто­летия. В XVIII в. продолжительности увлечения рококо и класси­цизмом составляли соответственно почти полстолетия; в XVII в. барокко и академизм продержались почти столетие; фламандс­кий натурализм существовал еще дольше, ренессансный «клас­сицизм» тоже продолжался больше столетия.

Таким, в общих чертах, было основное направление разви­тия европейского искусства с его тенденцией к ускопе^юй сме­не модных разновидностей визуального с^иля. Это ускорение означает, что визуализм начинает сам себя изживать, посколь­ку его разновидности проходят одна за другой своего рода ис­пытания и быстро отбрасываются, и эти испытания и отбрасы­вания, становясь все более быстрыми и краткосрочными, являются, вероятно, показателями упадка визуального стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: