Я уже отмечал, рассматривая эллинистическое и римское искусство эпохи после правления Августа, что их последующее развитие состояло из ряда волн подражания предшествующим формам искусства, с течением времени все быстрее сменявших друг друга — подражания «архаическим», «классическим», затем идеалистическим и чисто визуальным формам и т. д. В этой последовательности различных стилей и имитаций ни идеаци-ональная, ни идеалистическая форма никогда не достигали прежних высот. Все подражательные волны оставались в принципе в рамках, визуального течения, изменения же сводились к вариации различных визуальных форм, несмотря на стремление создать подлинно идеалистическое или даже идеациональное искусство.
Это обстоятельство невольно приходит на ум, когда размышляешь о судьбах европейского искусства после его идеалистической фазы XIII — первой половины ХГУвв. Сменялись волны измененных на новый лад стилей, было несколько попыток оживить «идеалистический классицизм» и приблизиться к идеалистическому искусству; в сравнительно недавнее время делались даже попытки создать нечто близкое к идеациональному стилю. Но, несмотря на это, все изменения не выходили за рамки визуального течения и никогда не приводили к созданию подлинно идеалистического или идеационального искусства. Начиная с XV в., визуализм стремительно прогрессировал вплоть до конца XIX в.
|
|
Примерно к началу второй половины XVIII в. искусство рококо практически исчерпало себя, и появились первые признаки возврата — уже в третий раз — к «классицизму». Этот возврат окончательно утвердился к концу XVIII в. Таким образом, в течение одного столетия искусство совершило полный цикл: начав с классического академизма, пройдя через романтическое рококо, оно в конце столетия вернулось к классицизму. Господство третьей имитации классицизма было, однако, недолгим:
9. флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 179
приблизительно к 1825 г. этот стиль почти исчез, и на смену ему вскоре пришел романтизм второй четверти XIX в. Романтизм, впрочем, продолжался не дольше и прожил не более четверти столетия. Он сменился своеобразным «натурализмом» и некоторыми другими течениями, одно из которых превратилось в импрессионистскую школу последней четверти XIX в. В ней визуализм достиг своей самой крайней и самой чистой формы: дальше развиваться в этом направлении было невозможно. Триумф импрессионизма опять-таки был недолгим, и ближе к концу XIX в. мода на него пошла на убыль: в роли «противников» не только импрессионистской школы, но и чуть ли не самого визуального стиля выступили «экспрессионисты» и особенно «кубисты», «футуристы» и «символисты»38.
|
|
В настоящий момент мы наблюдаем чрезвычайное обилие разнообразных школ и направлений. В искусстве заметны не только сопротивление визуальному стилю в целом, но и первые симптомы поиска того, что сродни идеациональному стилю. Однако эти симптомы пока еще слабы; новаторы стремятся осмыслить свои поиски, но пока еще не понимают, чего же они хотят добиться.
Таким образом, в течение XIX в. мы наблюдали несколько волн, каждая из которых длилась едва ли больше четверти столетия. В XVIII в. продолжительности увлечения рококо и классицизмом составляли соответственно почти полстолетия; в XVII в. барокко и академизм продержались почти столетие; фламандский натурализм существовал еще дольше, ренессансный «классицизм» тоже продолжался больше столетия.
Таким, в общих чертах, было основное направление развития европейского искусства с его тенденцией к ускопе^юй смене модных разновидностей визуального с^иля. Это ускорение означает, что визуализм начинает сам себя изживать, поскольку его разновидности проходят одна за другой своего рода испытания и быстро отбрасываются, и эти испытания и отбрасывания, становясь все более быстрыми и краткосрочными, являются, вероятно, показателями упадка визуального стиля.