Как уже отмечалось, начиная примерно со второй половины
41 в. стала проявляться реакция против рококо и романтиз-
а- Около 1780 г. эта реакция восторжествовала, и снова по-
180 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
явился стиль «неоклассицизма» — в творчестве Давида и его школы во Франции и подобной живописи и скульптуре в других странах. Но, в сущности, это было всего лишь подражание —• может быть, еще более убогое, чем то, которым был отмечен академизм второй половины XVII в. Еще более нарочитое, холодное и скучное, чем более раннее подражание, оно следовало чисто внешним чертам классического искусства и было лишено его внутренней одухотворенности. Результаты были почти те же самые, что принесли волны древнеримского псевдоклассицизма: холодная театральность, скука (ennui), несоответствие (особенно когда современников представляли либо обнаженными, либо в римских тогах) и другие особенности исключительно подражательного искусства.
В беспорядочном и пестром конгломерате многочисленных и разнообразных школ искусства XIX в., которые все без исключения оставались в рамках визуального течения, поочередно преобладали (правда, не слишком заметно) нео-нео-неокласси-цизм и нео-нео-неоантиклассицизм, нео-романтизм, нео-при-митивизм, прерафаэлиты39, рационализм и других течения. Неоклассицизм школы Давида — Винкельмана продержался примерно до 1820-1830 гг. На смену ему пришла антикласси-цистская романтическая школа, которая господствовала приблизительно до 1848-1850 гг. Затем ее место занял реализм Же-рико (практически визуальный натурализм, до этого столь блестяще развитый фламандскими художниками XVII в.), пейзажистов Барбизонской школы40 (Курбе, Домье, Милле и др.), процветавший примерно с 1848 по 1870 г. Дальнейшим его развитием и самой чистой формой визуального искусства был импрессионизм, который пришел на смену реализму и доминировал с 1870 г. до конца XIX в. Все эти течения были визуальными, особенно импрессионизм.
После этого, как реакция на импрессионизм и визуализм вообще, возникли символизм, конструктивизм, экспрессионизм, неопримитивизм41, кубизм, футуризм и другие движения, которые (по крайней мере, в своей негативной программе и стремлениях) резко и решительно порвали с визуализмом — впервые с тех пор, как он появился в западном искусстве. Как я уже указывал, они не стали подлинным идеационализмом или хотя бы идеализмом; они были всего лишь переходными непоследовательными движениями, отмеченными явным отталкиванием от визуализма. В этом смысле они действительно были вехой в развитии западного искусства, но в позитивном поиске новой фор-
о флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 181
мы искусства они не преуспели — по крайней мере, на сегодняшний день. Результат — непоследовательность, внутренняя противоречивость, «необычность» и, в каком-то смысле, бесплодность. Это блудные дети визуализма: они остались без родного семейного крова, но пока что не нашли новой семьи. Поэтому они оказались «на улице», бездомными, неухоженными беспризорниками, шныряющими здесь и там и неспособными найти надежный кров и заняться настоящим творчеством. Как мы еще увидим, это общая тенденция, присущая практически всем видам современного искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, драме и литературе.
То, что романтизм, реализм (или, точнее, визуальный натурализм) и импрессионизм являются чисто визуальными течениями, — очевидно. Они даже и не претендуют на то, чтобы быть идеалистическими или идеациональными. По этой причине нет нужды и рассматривать их подробно. Но что стоит здесь сделать, так это подчеркнуть некоторые характерные черты импрессионизма, которые превращают его в последнюю и самую крайнюю фазу визуализма — за этим пределом открывается поп plus ultra42. Импрессионизм заменил композицию — выбор сюжета, отбор деталей, их расположение (отвлечемся от случайного — подчеркнем существенное) — мгновенным впечатлением. Художники этого направления изображают предметы так, как они выглядят в данное мгновение, с учетом того, что их внешний облик, благодаря игре света и тени, беспрерывно меняется. Они не ставят своей целью подчеркнуть нечто существенное, устойчивое, вечное. Импрессионизм по своей сущности чистая живопись. Нет ни четких линий, ни постоянного цвета, поскольку «формы и цвета непрерывно меняются каждое мгновение» и потому что «все тени прозрачны и окрашены, оживлены тысячами отражений»43. Соответственно с этим х/дожники-импрессионисты всегда рисуют на открытом воздухе, при ярком солнечном свете, sub Jove crudo44, используя при этом специально разработанную технику крайне живописного характера (пятна различных цветов, нанесенные рядом друг с другом), которая стала возможной благодаря фотографическим и оптическим °ткрытиям Шеврёля45.
Теоретики импрессионизма и сами художники-импрессионисты правы, когда заявляют, что такого рода искусство не нуждается ни в разуме, ни в осмыслении, ни в какой-либо идее; един-Твенное, что нужно, — это острый глаз и опытная рука, чтобы ередать на картине или в скульптуре зрительное впечатление.
182 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
Они также вполне последовательно утверждают, что совершенно безразлично, что изображается; предмет изображения играет вторичную роль, если вообще ее играет. «Сюжет совершенно не важен: куча земли или самый что ни на есть вульгарный и обыденный предмет может стать в определенный момент совершенно очаровательным»46.
Один и тот же предмет можно изображать неоднократно, каждый раз создавая новую картину или новую скульптуру, поскольку в разные моменты времени этот предмет будет выглядеть по-разному. Многие художники так и поступали. Пейзаж и портрет — эти два жанра живописи используются в импрессионизме чаще всего. Никакого особого выбора тем, никакой идеализации или идеационализации здесь нет. Художник-импрессионист ставит своей целью быть «беспристрастным», как фотокамера, которая «щелкает» все что попало. Как и фотограф, он стремится дать «снимок» ускользающей визуальной наружности объектов. И совсем не случайно, что импрессионизм развивается параллельно и в связи с развитием фотографии: и тот и другая были порождены одними и теми же глубинными процессами, связанными с концентрацией внимания главным образом на визуальной стороне мира, на его «наружности», его «видимой иллюзии» — более того, на видимой стороне преходящего мгновения, не идя «глубже» в то, что лежит за пределами визуального аспекта, за пределами мира ощущений. Во всех этих отношениях принцип Становления и визуали-стского взгляда на мир (Weltanschauung47) достиг в импрессионизме своей высшей точки. Дальше идти этим путем уже невозможно. Даже фотография и даже кино, которое тоже возникло в конце XIX в., что опять-таки было совсем не случайно, — даже они едва ли могут зайти на пути развития визуализ-ма так далеко, как зашел импрессионизм.
Вкл. XVII, XVIII и XIX дают представление об умеренно импрессионистских, импрессионистских полотнах, а также о квазискульптурных и экспрессионистских картинах с сексуальными мотивами второй половины XIX — начала XX в. Картина Г. Кур-бе «Обнаженная» (вкл. XVII, 1) является скульптурной; «Улица в Берне» Э. Мане (вкл. XVII, 2) — умеренно импрессионистской. «Бульвар» и «Завтрак в лодке» О. Ренуара; «Уголино и его сыновья» Ж.Б. Карпо, «Портрет Елисеевой» О. Родена, репродуцированные на вкл. XVIII, 1-4, представляют импрессионистский стиль в живописи и скульптуре. На вклейке XIX изображены «Сцена на Таити» П. Гогена, отмеченная примитивистской тен-
о флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 183
денцией, и «Весенний луг» К. Моне, выполненный в сугубо импрессионистской манере. В качестве образца патетического стиля, напоминающего Лаокоона (вкл. XI), можно рассматривать группу работы Карпо. Кубистские и другие экспрессионистские произведения представлены на вкл. IX.
Импрессионизм, фотография, кино — все это превосходное свидетельство того, что в конце XIX — начале XX в. сознание западного общества, насколько оно отражалось в искусстве (и, как мы еще увидим, в философии, науке и во всех других областях культуры), стало крайне визуальным и иллюзионистским, реальность была сведена этим сознанием просто к внешнему облику чувственно воспринимаемых явлений, но даже и такая реальность мыслилась как нечто исключительно мгновенное, беглое, мимолетное. «Реальность — это только то, что видит глаз в данный момент». Такова «визуально-солипсистская» философия иллюзионизма и радикальной иллюзионистски-визуальной «ограниченности». «Весь мир — не что иное, как мгновенно созерцаемая наружность», «зрительное впечатление данного мгновения» — такова другая формула. Все это — результат развития визуализма до его логического предела. Когда этот предел в виде импрессионизма (и других иллюзионистских теорий), был достигнут, визуализм и его основа — сенсуализм (nihil esse in intellectu quod non fuerit prius in sensu48) вдруг обнаружили себя висящими «на волоске», в тупике, грозящем неминуемым самоуничтожением. Поскольку вся реальность была сведена визуа-лизмом всего лишь к мимолетному впечатлению, к постоянно изменяющейся видимости, реальность ограничилась простой иллюзией и миражем, самообманом и сновидениями; но даже и эти элементы оказались беглыми и мимолетными.
Такого рода «реальность» сделалась настолько'«тонкой» (тоньше даже, чем самые мимолетные ощущения) и настолько «нематериальной», что свелась к чему-то еще мегее субстанциальному, чем тот пепел, что остается после того, как нечто, согласно поговорке, «сжигают дотла». Пепел, по крайней мере, существует материально; а в импрессионистском визуализме не остается ничего, кроме мимолетного миража. Парадоксальным образом визуализм и сенсуализм, дойдя до своих пределов, пришли к саморазрушению. Оба они отрицали любую «идеациональ-ную» реальность, любую мысль, любую рациональную конструкцию. Вначале их основой была материальность внешнего мира. Теперь же эта материальность испарилась и превратилась в «иллюзионизм». Следовательно, основа исчезла. Идеациональность
184 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
отрицалась с самого начала и, следовательно, не могла сделаться новой основой. Таким образом, реальность была сведена почти до степени «ничто», и ментальность визуализма оказалась в пустоте.
В течение какого-то времени он мог жить в иллюзорном мире мелькающих фантасмагорий, среди беспокойных миражей непрерывного Становления; но в таком мире никакое движение не может жить долго. Не смог и импрессионизм; к началу XX в. его триумф был уже позади; он разрушил себя и вызвал сильную негативную реакцию и критику, И поскольку он был самой крайней формой визуализма, а другие, более умеренные формы были уже опробованы прежде, по-видимому, уже не оставалось возможности двигаться по этому пути дальше. Единственным «новым» путем, или же путем, по которому можно было продвинуться вперед, был не-визуальный путь. Вот почему люди искусства стали искать выход из «тупика» и появилось все возрастающее число художников, которые решительно отказывались ступать, хотя бы ненадолго, на столбовую дорогу визуализма. Они были убеждены, что все визуальные маршруты уже опробованы и все так или иначе заводят в тупик. Единственной возможностью оставалось попытаться найти новую, не визуальную дорогу. Экспрессионизм, конструктивизм, кубизм, футуризм, «пуантилизм», «дадаизм», «сюрреализм», «тактилизм» 49 и многие другие современные «измы» были именно такими течениями, которые «сошли с дистанции» визуализма, чтобы заняться поиском нового, не визуального пути, ведущего к новым горизонтам и новым вершинам художественного творчества. «Преобладающая черта современной живописи — это энергичная реакция против импрессионизма. Почти все постимпрессионисты являются анти-импрессионистами»50.
Основными объектами критики импрессионизма являются:
1) Отсутствие мысли, стиля и конструктивности.
2) Его исключительно чувственный характер — «безголовое искусство». Он подмечает только ощущения, без малейшего стремления их осмыслить; «глаз поедает его мозг».
3) Его нигилизм. Для импрессионизма нет ничего возвышенного и ничего низкого.
Поскольку большинство антивизуальных течений не идеаци-ональные и не идеалистические, а, кроме того, в русле современного искусства они все же являются малыми течениями, это означает, что искусство конца XIX-XX вв. остается крайне визуальным. Поэтому мы вправе ожидать появлений некоторых тенденций, обычно характерных для визуального искусст-
9. флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 185
ва. Это ожидание подтверждается фактами. Является ли современное искусство индивидуалистическим7. Конечно. Отсюда — его нынешняя «анархия». «Слово «школа» не имеет больше своего прежнего значения. Индивидуализм, разрушивший единообразие, разрушил и государство и школу в прежнем их смысле. Нет больше ни победителей, ни побежденных [вместо этого — сколько художников, столько и школ]»51. Назвать какого-нибудь художника неоригинальным и лишенным индивидуальности — значит нанести ему оскорбление. По праву или не по праву, но все художники хотят быть оригинальными, неповторимыми, особенно же — свободными от каких бы то ни было рамок, даже экстравагантными. Современный художник — высокопрофессиональный специалист. Он хочет быть свободным от предписаний религии, от моральных приличий — от всего, за исключением своего воображения. Он хочет, чтобы его творение было отмечено его именем, и ни в коем случае не желает быть просто анонимным творцом, primus inter pares в коллективе, каковыми были художники-идеационалисты. С другой стороны, он является членом профессионального союза художников, представляющего собой что-то вроде касты, отделенной от остального сообщества и готовой отстаивать свои интересы за его счет.
Что лежит в основе выбора тем у художников нашего времени? Несколько соображений, среди которых есть и немногие чисто идеациональные. Но все же во главе угла стоит не слава Божья и не слава отечества, не служение какому-либо идеалу, а рыночный спрос, прибыль, независимо от того, является ли ее источником коммерческая продажа картин и скульптур, или же заказы от богатых магнатов, политиков ш и даже заказы государственные. Во всех этих случаях Маммона — вот кто диктует образцы и темы сегодняшнего искусства. Профессиональный художник должен зарабатывать себе на жизнь. Чтобы зарабатывать, он должен уметь продать свои произведения. Чтобы их продать, он вынужден приспосабливаться к требованиям, предъявляемым рынком. Отсюда — высоко коммерциализированный характер его творчества и господство в нем пошлости. Художник, вместо того чтобы возвышать примитивные вкусы, сам вынужден опускаться до уровня пошлости.
Далее, как мы уже знаем, одним из спутников визуального Искусства является гигантомания. Наблюдаем ли мы ее вокруг
186 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства
себя? Более чем достаточно. Где бы то ни было, количество явно бросается в глаза и имеет тенденцию все больше вытеснять качество. Мы строим некий художественный музей, который по размерам не знает себе равных. И если здание является «самым большим в мире», то об этом оповещается urbi et orbi52, а само здание с гордостью считают самым лучшим в мире. Сказанное справедливо и относительно картин, настенной живописи, статуй и скульптурных декораций. «Самое большое в мире» или «самое большое количество художественных галерей, художественных школ, художественных курсов, самая крупная торговля произведениями искусства» — все это, как и в случае с литературными «бестселлерами», считается признаком лидерства в искусстве. Мы охвачены гигантоманией, что сказывается повсеместно и во всех сферах искусства.
Более того, как это случалось и прежде, основными темами современного искусства являются персонажи, события, обстоятельства обыденной, повседневной жизни, причем авторы отдают предпочтение жуликоватым, экстравагантным, сомнительным типам и темным сторонам жизни: преступлениям и преступникам, проституткам, оборванцам, беспризорникам, «бедным классам», ненормальным типам и т. п. «Пролетарий», рабочий, «неподдающийся», Золушки, бродяги, преступники и т. п. играют в живописи и скульптуре нашего времени весьма значительную роль. И здесь мы опять просто повторяем то, что уже неоднократно говорилось.
Секс, эротика, чувственная нагота, вторжение хорошенькой — и не слишком-то щепетильной женщины — всегда были обычными спутниками такого рода визуального искусства. Достаточно открыть любой современный журнал, и сразу натолкнешься на подобное хорошенькое личико, будь то кинозвезда, проститутка, смазливая стенографистка, дама из высшего общества или хотя бы не названная по имени любовница художника или издателя. Стоит пойти на ежегодную выставку новых картин и всюду увидишь старые и молодые женские тела — сидящие, лежащие, стоящие, совершенно обнаженные, почти совсем обнаженные, на три четверти голые, полуголые, но кокетливо прикрытые с тем, чтобы фигура казалась более сексуальной, имеющей еще более сильную чувственную притягательность, чем многочисленные современные обнаженные Венеры. Сказанное относится и к мужчинам: они тоже изображаются либо как «животные» и «пещерные человекообразные», либо как «изящные денди», женоподобные и «сексуально соблазнительные». Мож-
9. Флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 187
но десяток раз наугад сходить в кино и увидеть все это в самом визуальном из всех современных искусств.
Нет недостатка и в других соответствующих тенденциях. Патетика, эмоциональность, динамизм — всего этого хватает — и даже в супермелодраматических дозах. Сатирические, циничные, скептические темы — тоже в изобилии. Идеациональному и идеалистическому нет места в этом искусстве, потому что нет и соответствующей ментальности. Визуалисту она чужда. Отсюда — широкое распространение карикатур, сатирических мультфильмов, картин, скульптур, портретов и безжалостное осмеяние всех событий, всех личностей и ценностей. В каждой газете есть отдел сатиры и юмора, а кроме того, существуют сотни специальных журналов («The New Yorker», «Ballyhoo»53), посвященных исключительно сатире, карикатуре и осмеянию всего и вся. Для нас это и «горячительное» и «закуска».
Мы уже знаем, что визуализм проявляет особое внимание к пейзажу. И действительно, мы наблюдаем чрезвычайное развитие ландшафтной живописи, ландшафтной архитектуры и декоративного искусства.
Наконец, мы имеем — и не случайно — блистательный венец четырехвекового развития чувственного визуализма — фотографию, телевидение и кино. То, что они появились, когда визуализм в виде визуального реализма и импрессионизма достиг вершин своего развития, — не следует упускать из виду. Это находится в полной гармонии с духом нашего времени.
В полном, четырехтомном, издании «Динамики» очерк, представленный в данной главе, дополнен еще одной главой, в которой произведен количественный анализ флуктуации главных стилей и их сателлитов в живописи и скульптуре Западой Европы. Ниже дано краткое изложение основных итогов этого количественного исследования:
A. Факты свидетельствуют о том, что до XIII в., и особенно с л по XIII в., искусство было почти исключительно идеациональ-ным. Искусство XIII в. было преимущественно идеалистическим. После XIII в. визуальный поток стал нарастать, а идеациональ-ный стремительно пошел на убыль; в XIX в. была достигнута вь*сщая на сегодня точка развития визуализма.
B. Наряду с этими большими волнами, были и мелкие ручейки. Но они не улавливаются нашей сетью из больших периодов в полстолетие, столетие и даже два столетия.
C. Это главное направление развития искусства проявилось некоторых изменениях как сущности, так и внешней формы
188 Часть2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
(или стиля) живописи и скульптуры, происшедших в течение изучаемого периода. Эти изменения — существенные признаки идеационального и визуального стилей.
1) После XIII в. сюжеты становятся все более светскими и все менее религиозными, трансцендентными, сверхэмпирическими. В настоящее время более 96% всего искусства является светским, тогда как в период до XIV в. ситуация была противоположной. Небольшая обратная реакция, однако, наблюдается в XX в.
2) До XIII в. стиль изображения в живописи и скульптуре был преимущественно идеациональным; в XIII — первой половине XIV вв. — идеалистическим; затем он становится все более и более визуальным, до тех пор пока в конце XIX в. визуа-лизм не достигает предела и не превращается в импрессионистский стиль. XX в. отмечен мощной антивизуальной реакцией, проявившейся в заметном росте кубизма, экспрессионизма, конструктивизма и других смешанных стилей. Но они, однако, пока что не являются идеациональными.
3) Параллельно идет и развитие духовного и чувственного характера искусства в эти столетия; визуальные столетия также отмечены количественным ростом изображений наготы, ростом чувственной, сладострастной, эротической, плотской наготы за счет аскетической, почти мученической или нечеловеческой наготы средних веков.
4) Параллельно развиваются портрет, пейзаж, жанровая живопись и отчасти натюрморт. После XIII в. число таких произведений увеличилось, тогда как до этого, в идеациональный период, они занимали в искусстве скромное место, рассматривать их надо не столько в визуальном смысле, сколько всего лишь как символы потусторонних реальностей,
5) Многие разновидности каждого из основных стилей живописи и скульптуры развиваются в соответствии с теми предположениями, на которые наводят сами понятия идеационального, идеалистического и визуального искусства, и тем самым подтверждают как гипотезу в целом, так и многочисленные ее детали.
D. В качестве дополнительного вывода, основанного на фактах и прямо подтверждающего всю нашу теорию идеациональной и чувственной культуры и ментальности, можно заметить, что нижеследующие «переменные», как правило, тесно связаны друг с другом, и в своих количественных и наиболее существенных флуктуациях движутся параллельно или почти параллельно.
9. флуктуация основных стилей Идеациональное искусство
Преобладание религиозных тем Духовный характер изображаемых предметов Идеациональный стиль
Отсутствие наготы.или нагота в очень небольшом количестве В качественном отношении это аскетическая, нечувственная, неэротическая нагота Портрет, жанр, пейзаж и фантастические предметы (в чисто воображаемом смысле) отсутствуют или занимают очень незначительное место
Отсутствие повседневных событий, экзотических, экстравагантных и негативных типов, ценностей и событий
в западноевропейской живописи Чувственное искусство
Преобладание светских тем Чувственный характер изображаемых предметов
Визуальный, особенно импрессионистский стиль
В количественном отношении очень много наготы
Чувственный, эротический и плотский характер наготы
Все возрастающая доля пейзажа, портрета, жанра. Портрет имеет тенденцию делаться все более «демократическим», заменяя героя и аристократа человеком из низших классов, буржуа и отчасти интеллектуалами. Жанр тоже все больше становится эротическим; все более и более «повседневным», все больше внимания уделяется экзотическим, негативным, патологическим типам и событиям
E. Когда искусство вступает в период перехода от доминирующей идеациональной формы к идущей ей на смену форме визуальной, нисходящая линия идеационализма и восходящая линия визуализма, как правило, пересекаются в «оптимальной точке» полного равновесия двух стилей, в результате чего возникает изумительное идеалистическое искусство, подобное искусству V в. до н. э. и XIII в. н. э. Когда происходит переход от Доминирующего визуального искусства к господств/ идеационального, то искусство этого переходного периода отмечено эклектичной, причудливой формой антивизуализма.
F. Искусство разных стран, и особенно совершенно различных культур, обнаруживает разные пропорции совокупного господства визуализма и идеационализма.