П. Флуктуация форм музыки

роки, провидцы и другие лица или общественные группы, в чьих руках был сосредоточен социальный, духовный и нравственный контроль над людьми. Сохранились свидетельства о том, что у китайцев, египтян, иудеев, ассирийцев, индусов существовали особые организации (вроде министерства контроля за музыкой в Китае14, школы Самуила и корпорации левитов у иудеев15, ана­логичных органов надзора за музыкой у египтян и т. п.), кото­рые сочиняли, выбирали и контролировали музыку как магичес­кую и священную силу для достижения религиозных, социальных и моральных целей, далеких от чувственного наслаждения. Поэто­му в качестве такой священной силы она носила формальный характер, то есть была идеациональной и служила символом ценностей, отрешенных от всего земного. И как таковая она не допускала изменения и какого бы то ни было вмешатель­ства.

Как у доктора есть рецепты лекарств от всех болезней, так и для каждого обряда, на каждый случай была своя музыка, и ма­лейшие отклонения от правила считались великим грехом или грубой ошибкой.

Соответственно и каждая музыкальная фраза, нередко даже каждый тон служили особыми символами некоей ценности.

Традиционная главная тема чувственной музыки — лю­бовь — в подобного рода музыке играет незаметную роль, если вообще играет.

Наряду с этой музыкой существовала и чувственная. Сохра­нившиеся источники дают довольно четкое представление о фун­даментальном различии между этими двумя формами. Чув­ственная музыка исполнялась во время светских праздников, оргий, на пирах — в местах, где люди получают чувств "иное удо­вольствие — в царском дворце, в гареме, во дворцах знати, в домах богачей, в домах, где продается и покупается любовь, ко­роче говоря, там, где люди собирались ради чуг^гиенного на­слаждения. Стоит ли удивляться, что такую музыку часто ис­полняли женщины с не особо безупречной репутацией.

Наконец, были и некоторые промежуточные формы — отчас­ти идеациональные, отчасти чувственные, например, военные мар­ши, музыка, исполняемая во время различных торжеств, и т. п.

С. Греко-римская культура.

1) Насколько позволяют судить сохранившиеся свиде­тельства, греческая музыка (не крито-микенская, о которой мало что известно, и даже не более поздняя ионийская музыка) на самых ранних стадиях была преимущественно идеациональ-

212 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

ной. Ее господство продолжалось, по-видимому, вплоть до сере­дины V в. до н. э., а с примесью нарастающих чувственных эле­ментов, игравших роль подчиненного фактора, — в течение все­го V в. до н. э.

2) V в. создал изумительное равновесие обоих видов, хотя идеациональная музыка все же преобладала. Это период музы­ки идеалистической.

3) После V в. или даже к концу его чувственная музыка продолжает усиливаться. Всецело доминирующей она становит­ся в эллинистической культуре, особенно в Александрии, Перга-ме и других центрах.

4) Что касается римской музыки, то на самых ранних ста­диях, еще не будучи затронутой заметным греческим влиянием, она носила главным образом характер не-чувственный, грубо идеациональный. Эта ее идеациональность, по-видимому> но­сила более примитивный характер, чем у греков, особенно в клас­сический период, то есть во времена Терпандра, когда были со­зданы великие образцы греческой хоровой религиозной музыки. Римская музыка не достигла и того изумительного равновесия идеациональных и чувственных элементов, какого достигла гре­ческая музыка в VI-V вв. до н. э., когда творили Эсхил, Пиндар, Софокл, Еврипид и др. Под влиянием декадентской чувствен­ной музыки греков римская музыка из стадии примитивной пре­обладающей идеациональности сразу же перешла в стадию до­минирования чувственной музыки — возможно, более грубого и более декадентского типа, чем греческая чувственная музыка в период ее расцвета16.

5) Господство чувственной музыки в эллинистическом и римском мире сохранялось в течение первых трех или четы­рех веков христианской эры, пока она не была постепенно вы­теснена ярко выраженной христианской музыкой, которая после IV в. н. э., после того как амвросианское и грегорианское песнопения смели прочь чувственную музыку со «столбовой до­роги» большого музыкального искусства, стала преимуществен­но идеациональной.

Так схематично можно представить большие волны идеаци­ональной и чувственной музыки в истории греко-римской куль­туры. Теперь — некоторые данные, чтобы объяснить и обосно­вать «кривые» этих волн.

и) Преимущественно идеациональный характер ранней греческой музыки вытекает из того факта, что она предназна­чалась исключительно для магического и религиозного исполь-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: