роки, провидцы и другие лица или общественные группы, в чьих руках был сосредоточен социальный, духовный и нравственный контроль над людьми. Сохранились свидетельства о том, что у китайцев, египтян, иудеев, ассирийцев, индусов существовали особые организации (вроде министерства контроля за музыкой в Китае14, школы Самуила и корпорации левитов у иудеев15, аналогичных органов надзора за музыкой у египтян и т. п.), которые сочиняли, выбирали и контролировали музыку как магическую и священную силу для достижения религиозных, социальных и моральных целей, далеких от чувственного наслаждения. Поэтому в качестве такой священной силы она носила формальный характер, то есть была идеациональной и служила символом ценностей, отрешенных от всего земного. И как таковая она не допускала изменения и какого бы то ни было вмешательства.
Как у доктора есть рецепты лекарств от всех болезней, так и для каждого обряда, на каждый случай была своя музыка, и малейшие отклонения от правила считались великим грехом или грубой ошибкой.
|
|
Соответственно и каждая музыкальная фраза, нередко даже каждый тон служили особыми символами некоей ценности.
Традиционная главная тема чувственной музыки — любовь — в подобного рода музыке играет незаметную роль, если вообще играет.
Наряду с этой музыкой существовала и чувственная. Сохранившиеся источники дают довольно четкое представление о фундаментальном различии между этими двумя формами. Чувственная музыка исполнялась во время светских праздников, оргий, на пирах — в местах, где люди получают чувств "иное удовольствие — в царском дворце, в гареме, во дворцах знати, в домах богачей, в домах, где продается и покупается любовь, короче говоря, там, где люди собирались ради чуг^гиенного наслаждения. Стоит ли удивляться, что такую музыку часто исполняли женщины с не особо безупречной репутацией.
Наконец, были и некоторые промежуточные формы — отчасти идеациональные, отчасти чувственные, например, военные марши, музыка, исполняемая во время различных торжеств, и т. п.
С. Греко-римская культура.
1) Насколько позволяют судить сохранившиеся свидетельства, греческая музыка (не крито-микенская, о которой мало что известно, и даже не более поздняя ионийская музыка) на самых ранних стадиях была преимущественно идеациональ-
212 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
ной. Ее господство продолжалось, по-видимому, вплоть до середины V в. до н. э., а с примесью нарастающих чувственных элементов, игравших роль подчиненного фактора, — в течение всего V в. до н. э.
2) V в. создал изумительное равновесие обоих видов, хотя идеациональная музыка все же преобладала. Это период музыки идеалистической.
|
|
3) После V в. или даже к концу его чувственная музыка продолжает усиливаться. Всецело доминирующей она становится в эллинистической культуре, особенно в Александрии, Перга-ме и других центрах.
4) Что касается римской музыки, то на самых ранних стадиях, еще не будучи затронутой заметным греческим влиянием, она носила главным образом характер не-чувственный, грубо идеациональный. Эта ее идеациональность, по-видимому> носила более примитивный характер, чем у греков, особенно в классический период, то есть во времена Терпандра, когда были созданы великие образцы греческой хоровой религиозной музыки. Римская музыка не достигла и того изумительного равновесия идеациональных и чувственных элементов, какого достигла греческая музыка в VI-V вв. до н. э., когда творили Эсхил, Пиндар, Софокл, Еврипид и др. Под влиянием декадентской чувственной музыки греков римская музыка из стадии примитивной преобладающей идеациональности сразу же перешла в стадию доминирования чувственной музыки — возможно, более грубого и более декадентского типа, чем греческая чувственная музыка в период ее расцвета16.
5) Господство чувственной музыки в эллинистическом и римском мире сохранялось в течение первых трех или четырех веков христианской эры, пока она не была постепенно вытеснена ярко выраженной христианской музыкой, которая после IV в. н. э., после того как амвросианское и грегорианское песнопения смели прочь чувственную музыку со «столбовой дороги» большого музыкального искусства, стала преимущественно идеациональной.
Так схематично можно представить большие волны идеациональной и чувственной музыки в истории греко-римской культуры. Теперь — некоторые данные, чтобы объяснить и обосновать «кривые» этих волн.
и) Преимущественно идеациональный характер ранней греческой музыки вытекает из того факта, что она предназначалась исключительно для магического и религиозного исполь-