VI. Общее заключение о флуктуации искусства

Наше исследование флуктуации основных видов идеациональ-ного и чувственного искусства приводит к следующим выводам.

A. История греко-римского и западноевропейского искус­ства показывает, что долгосрочная флуктуация, или чередова­ние чувственной и идеациональной форм, действительно про­исходит во всех его сферах: живописи, скульптуре, музыке, литературе и драме.

B. Когда какая-нибудь из этих форм становится домини­рующей, то те черты, которые логически ей присущи, начина­ют фактически проникать и проявляться во всех сферах ис­кусства. Эти характерные черты являются одновременно и элементами и симптомами той или иной из этих форм. Други­ми словами, они соединены с ней и друг с другом логически и фактически, и если мы знаем, что искусство такого-то периода является чувственным, или идеациональным, или идеалисти­ческим и действительно интегрированным, то мы должны их предполагать и можем наблюдать. Большинство из этих спе­цифических черт было довольно подробно рассмотрено выше, здесь же ради краткости и ясности наиболее существенные из них перечислены еще раз в виде списка элементов каждого из основных стилей.

Является ли соединение этих черт в специфические группы, а соединение каждой из этих последних с соответствую гтей фор­мой искусства чем-то присущим лишь греко-римскому и запад­ному искусству или может претендовать на статус всеобщей закономерности, проявляющейся не только во времени — то есть не только в ходе развития греко-римской и западной куль­туры, — но и в пространстве, в том смысле что эти специфичес­кие черты предположительно можно наблюдать в любом идеа-циональном искусстве, независимо от времени и места данной культуры, группы, личности, будь то культура индийская, ти­бетская, китайско-даосская или любая другая? Иными словами, встречаются ли соединения, которые мы обнаружили, во мно­гих культурах в различные времена? Или их следует считать чем-то особым и приложимым только к тем культурам, которые мы рассматривали, и ни к каким другим?

2 78 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

элементы и характерные особенности
ГЛАВНЫХ СТИЛЕЙ ИСКУССТВА
Идеациональное Идеалистическое Чувственное
  А. Внутренние черты  
1. Преимущественно рели- 1. Религиозно-светские, 1. Преимущественно свет-
гиозные темы. героические. ские.
2. Персонажи: Бог, божест- 2. Полубожественные, че- 2. Смертные, обыкновен-
ва, сверхчеловеческие ловеческие героические ные люди; на более позд-
существа, святые. Глав- типы, благородные, пре- ней стадии колоритные,
ным образом «потусто- красные, добродетель- плутовские, негативные,
ронние». ные. Скорее идеализиро- патологические: пройдо-
  ванные типы, чем инди- хи, мальчишки, больные,
  видуальные личности. преступники и т. д. Глав-
    ным образом индивиду-
    альные личности с их не-
    повторимыми чертами и
    обстановкой.
3. Трансцендентальные со- 3. Благородные, героиче- 3. Повседневные события,
бытия, главным образом ские, положительные, дела, поступки заурядно-
в царстве невидимого; добродетельные деяния и го свойства или яркие
или видимые знаки этих поступки отчасти в изумительные приключе-
событий. сверхчувственном мире. ния в том же чувственно
  отчасти в чувственно воспринимаемом мире.
  воспринимаемом.  
4. Эмоциональный тон: по- 4. Идеалистический: отчас- 4. Эмоциональный, сенти-
тусторонний, аскетиче- ти потусторонний, отчас- ментальный, страстный,
ский, античувственный; ти земной, но благород- патетический, зачастую
негативный по отноше- ный, возвышенный, чис- жуткий, еще чаше чувст-
нию к радостям и удо- тый, свободный от гедо- венный и сексуальный.
вольствиям этого мира. нистической эмоцио- Скептицизм и головной
Непоколебимая вера. нальности, патетических, интеллектуализм.
  жутких страстей. Стро-  
  гий и спокойный. Вера в  
  гармонии с разумом и  
  чувствами.  
5. Мало наготы; да и та 5. Нагота есть, но не имею- 5. Очень много наготы: эро-
аскетическая, а не плот- щая ни чувственного, ни тической, чувственной,
ская. аскетического характера. сладострастной.
  Абстрактная нагота в ее  
  идеализированных фор-  
  мах.  
6. Устремленное главным 6. Сосредоточено на отно- 6. Исключительный инди-
образом к сверхчувст- сительно устойчивых и видуализм: личностей —
венному миру, оно об- положительных типах, а отсюда портрет; приро-
ращает мало внимания на не на отдельных лично- ды — отсюда пейзаж;
пейзаж, конкретные и ре- стях, событиях, природе событий — отсюда жан-
альные исторические со- и др. конкретных сторо- ровость.
бытия, жанровые зари- нах эмпирической дейст-  
совки, индивидуальный вительности. Типы не-  
портрет реальных лично- пременно положитель-  
стей. Оно имеет дело с ные, облагороженные,  
вечным миром Бытия, идеализированные.  
где все неизменно.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: