Наше исследование флуктуации основных видов идеациональ-ного и чувственного искусства приводит к следующим выводам.
A. История греко-римского и западноевропейского искусства показывает, что долгосрочная флуктуация, или чередование чувственной и идеациональной форм, действительно происходит во всех его сферах: живописи, скульптуре, музыке, литературе и драме.
B. Когда какая-нибудь из этих форм становится доминирующей, то те черты, которые логически ей присущи, начинают фактически проникать и проявляться во всех сферах искусства. Эти характерные черты являются одновременно и элементами и симптомами той или иной из этих форм. Другими словами, они соединены с ней и друг с другом логически и фактически, и если мы знаем, что искусство такого-то периода является чувственным, или идеациональным, или идеалистическим и действительно интегрированным, то мы должны их предполагать и можем наблюдать. Большинство из этих специфических черт было довольно подробно рассмотрено выше, здесь же ради краткости и ясности наиболее существенные из них перечислены еще раз в виде списка элементов каждого из основных стилей.
|
|
Является ли соединение этих черт в специфические группы, а соединение каждой из этих последних с соответствую гтей формой искусства чем-то присущим лишь греко-римскому и западному искусству или может претендовать на статус всеобщей закономерности, проявляющейся не только во времени — то есть не только в ходе развития греко-римской и западной культуры, — но и в пространстве, в том смысле что эти специфические черты предположительно можно наблюдать в любом идеа-циональном искусстве, независимо от времени и места данной культуры, группы, личности, будь то культура индийская, тибетская, китайско-даосская или любая другая? Иными словами, встречаются ли соединения, которые мы обнаружили, во многих культурах в различные времена? Или их следует считать чем-то особым и приложимым только к тем культурам, которые мы рассматривали, и ни к каким другим?
2 78 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
элементы и характерные особенности | ||
ГЛАВНЫХ СТИЛЕЙ ИСКУССТВА | ||
Идеациональное | Идеалистическое | Чувственное |
А. Внутренние черты | ||
1. Преимущественно рели- | 1. Религиозно-светские, | 1. Преимущественно свет- |
гиозные темы. | героические. | ские. |
2. Персонажи: Бог, божест- | 2. Полубожественные, че- | 2. Смертные, обыкновен- |
ва, сверхчеловеческие | ловеческие героические | ные люди; на более позд- |
существа, святые. Глав- | типы, благородные, пре- | ней стадии колоритные, |
ным образом «потусто- | красные, добродетель- | плутовские, негативные, |
ронние». | ные. Скорее идеализиро- | патологические: пройдо- |
ванные типы, чем инди- | хи, мальчишки, больные, | |
видуальные личности. | преступники и т. д. Глав- | |
ным образом индивиду- | ||
альные личности с их не- | ||
повторимыми чертами и | ||
обстановкой. | ||
3. Трансцендентальные со- | 3. Благородные, героиче- | 3. Повседневные события, |
бытия, главным образом | ские, положительные, | дела, поступки заурядно- |
в царстве невидимого; | добродетельные деяния и | го свойства или яркие |
или видимые знаки этих | поступки отчасти в | изумительные приключе- |
событий. | сверхчувственном мире. | ния в том же чувственно |
отчасти в чувственно | воспринимаемом мире. | |
воспринимаемом. | ||
4. Эмоциональный тон: по- | 4. Идеалистический: отчас- | 4. Эмоциональный, сенти- |
тусторонний, аскетиче- | ти потусторонний, отчас- | ментальный, страстный, |
ский, античувственный; | ти земной, но благород- | патетический, зачастую |
негативный по отноше- | ный, возвышенный, чис- | жуткий, еще чаше чувст- |
нию к радостям и удо- | тый, свободный от гедо- | венный и сексуальный. |
вольствиям этого мира. | нистической эмоцио- | Скептицизм и головной |
Непоколебимая вера. | нальности, патетических, | интеллектуализм. |
жутких страстей. Стро- | ||
гий и спокойный. Вера в | ||
гармонии с разумом и | ||
чувствами. | ||
5. Мало наготы; да и та | 5. Нагота есть, но не имею- | 5. Очень много наготы: эро- |
аскетическая, а не плот- | щая ни чувственного, ни | тической, чувственной, |
ская. | аскетического характера. | сладострастной. |
Абстрактная нагота в ее | ||
идеализированных фор- | ||
мах. | ||
6. Устремленное главным | 6. Сосредоточено на отно- | 6. Исключительный инди- |
образом к сверхчувст- | сительно устойчивых и | видуализм: личностей — |
венному миру, оно об- | положительных типах, а | отсюда портрет; приро- |
ращает мало внимания на | не на отдельных лично- | ды — отсюда пейзаж; |
пейзаж, конкретные и ре- | стях, событиях, природе | событий — отсюда жан- |
альные исторические со- | и др. конкретных сторо- | ровость. |
бытия, жанровые зари- | нах эмпирической дейст- | |
совки, индивидуальный | вительности. Типы не- | |
портрет реальных лично- | пременно положитель- | |
стей. Оно имеет дело с | ные, облагороженные, | |
вечным миром Бытия, | идеализированные. | |
где все неизменно. |
|
|