Идеациональное Идеалистическое Чувственное

6. Нет чувственной кри- 6. Появление критики, но 6. Чувственная критика и все-тики, знаточества, эс- пока еще в смешанной общее художественное об-

тетизма. форме: религиозно-эти- разование, суждение и

ко-эстетической. оценка с точки зрения чув-

ственного удовольствия.

Несмотря на свою нелюбовь к чрезмерным обобщениям, год­ным на все времена и подходящим ко всем обществам, я скло­нен утверждать, что эти соединения имеют значение далеко за пределами тех периодов греко-римской и западной культур, ко­торые мы рассматривали. Здесь не место вдаваться в детальное обсуждение этой проблемы, которая сама по себе могла бы стать темой отдельной монографии. Но на основе изучения этой про­блемы я пришел к выводу, что практически все соединения и соотношения, установленные в предыдущих главах, подходят нескольким великим культурам, многим социальным группам и личностям. Вот некоторые подтверждающие случаи.

Мы уже видели, что брахманско-индуистская культура, буд­дизм, даосизм, тибетский ламаизм, джайнизм были и остаются в течение всего своего долгого существования преимуществен­но идеациональными (однако не без некоторых, хотя и несуще­ственных, отклонений).

В предыдущих главах мы показали, особенно в отношении живописи, что изобразительное искусство даосской, индуистс­кой и буддийской идеациональных культур было идеациональ-ным; что изобразительное искусство смешанных культур, такое как египетское или конфуцианское, было тоже смешанным; что, наконец, насколько мы замечаем флуктуации идеациональной и чувственной фаз этих культур, настолько же изменяются и формы искусства в соответствии с ростом и упадком спутников каждой из этих форм.

Это значит, повторим еще раз, что соединения и соотношения, установленные выше, выходят далеко за пределы греко-римской и западной христианской культур. Другими словами, они повторя­ются и в социальном пространстве, и в социальном времени.

С. Вообще говоря, смена одного типа культуры другим про­исходит одновременно во всех видах искусства. Если мы возьмем достаточно длительные периоды, скажем, не меньше столетия, то за незначительными исключениями все искусства — живо­пись и скульптура, архитектура и музыка, литература и драма­тургия — одновременно переходят от одной, допустим, идеаци­ональной, к другой, допустим, идеалистической или чувственной

12. Флуктуация литературы и критики 281

форме. Только в области европейской музыки было замечено отставание при переходе от идеациональной к идеалистической фазе и от идеалистической к чувственной.

Если же взят более короткий период и исследуются менее зна­чительные флуктуации, то несоблюдение одновременности дол­жно, по-видимому, наблюдаться чаще, как то было показано в главе 11 и во всех предыдущих главах. Но эти краткосрочные флук­туации напоминают рябь на поверхности больших волн: они и не глубоки, и не фундаментальны. У этих краткосрочных и несинх­ронных флуктуации едва ли есть хоть какое-нибудь единообра­зие, в том смысле, что изменение непременно происходит сначала в какой-то одной сфере искусства, а в какой-то другой запаздыва­ет. В действительности же в какое-то время одно искусство может лидировать, а другое отставать; в другой период ситуация может оказаться обратной. Это означает, что все теории о существова­нии единообразной последовательности в ходе изменения различ­ных искусств, согласно которым какое-то одно искусство всегда лидирует, а другие отстают, причем в той же последовательнос­ти, — все такого рода теории ошибочны.

D. В той мере, в какой долгосрочные изменения во всех ис­кусствах изучаемых культур происходят параллельно и более или менее синхронно, предполагается, что все они в высокой степе­ни интегрированы логически и каузально; что все изящные ис­кусства этих культур являются частью единого живого целого, проявлением одной системы; и что, следовательно, когда дан­ная культура начинает трансформироваться, они все, естествен­но, следует одним и тем же курсом и изменяются в одном и том же направлении.

Ниже мы увидим, что ке только искусства, но практически все основные части культуры; наука и философия, право и мо­раль, формы социальной, политической и экономической орга­низации — все они тоже изменяются синхронно и в одном и том же направлении. Это доказывает, что по своей ментальности такие культуры суть живые единства, подлинные системы, пусть Даже не очень жестко и тесно связанные, — а не просто агломе­рации разных составных частей, случайно оказавшихся рядом в пространстве или во времени, могущие изменяться совершенно разными способами в различных своих частях.

Е. Поскольку в течение изучаемого нами периода, охваты­вающего почти двадцать пять столетий, несколько раз проис­ходили нарастающие приливы то одной, то другой формы куль-

282 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

туры, нет оснований утверждать, будто существует некая веч­ная линейная тенденция развития искусства: в течение времени оно не двигалось постоянно ни в сторону большего и лучшего идеационализма, ни в противоположном направлении. Оно дви­жется попеременно то в одну, то в другую сторону. Когда одна из форм заканчивает свой имманентный курс и истекает отпу­щенный ей срок, она разрушается и, после соответствующих промежуточных стадий, уступает место другой форме. Так было в прошлом, так, вероятно, будет и впредь. Поскольку домини­рующей формой искусства последних пяти веков была чувствен­ная, когда она завершит свой жизненный путь, ее место будет занято, по всей вероятности после смешанной переходной фазы, идеациональным искусством. Когда же и оно пройдет отмерен­ный ему срок, опять возвратится чувственная культура, и так будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет интегрирован­ная культура или человечество.

F. Я указывал на многие признаки того, что в конце XIX — начале XX в. во всех областях искусства возникла сильная реак­ция против господствующей чувственно-визуально-натуралис­тической формы. Бунт очевиден, но его позитивная программа пока еще беспорядочна, хаотична, бессвязна и напоминает этим переходный период III-IV вв. н. э., когда искусство начало дви­гаться от перезрелой чувственной к зарождающейся идеацио­нальной форме. Является ли эта реакция первым дуновением приближающейся идеациональной весны или всего лишь вре­менным отступлением — этого никто не может сказать точно. Но принимая во внимание перезрелость нашего чувственного искусства и другие его характеристики, указывающие на воз­можное истощение той волны, что длится с XV по XX в., — не исключено, что это изменение есть действительно начало чего-то нового.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: