6. Нет чувственной кри- 6. Появление критики, но 6. Чувственная критика и все-тики, знаточества, эс- пока еще в смешанной общее художественное об-
тетизма. форме: религиозно-эти- разование, суждение и
ко-эстетической. оценка с точки зрения чув-
ственного удовольствия.
Несмотря на свою нелюбовь к чрезмерным обобщениям, годным на все времена и подходящим ко всем обществам, я склонен утверждать, что эти соединения имеют значение далеко за пределами тех периодов греко-римской и западной культур, которые мы рассматривали. Здесь не место вдаваться в детальное обсуждение этой проблемы, которая сама по себе могла бы стать темой отдельной монографии. Но на основе изучения этой проблемы я пришел к выводу, что практически все соединения и соотношения, установленные в предыдущих главах, подходят нескольким великим культурам, многим социальным группам и личностям. Вот некоторые подтверждающие случаи.
Мы уже видели, что брахманско-индуистская культура, буддизм, даосизм, тибетский ламаизм, джайнизм были и остаются в течение всего своего долгого существования преимущественно идеациональными (однако не без некоторых, хотя и несущественных, отклонений).
В предыдущих главах мы показали, особенно в отношении живописи, что изобразительное искусство даосской, индуистской и буддийской идеациональных культур было идеациональ-ным; что изобразительное искусство смешанных культур, такое как египетское или конфуцианское, было тоже смешанным; что, наконец, насколько мы замечаем флуктуации идеациональной и чувственной фаз этих культур, настолько же изменяются и формы искусства в соответствии с ростом и упадком спутников каждой из этих форм.
Это значит, повторим еще раз, что соединения и соотношения, установленные выше, выходят далеко за пределы греко-римской и западной христианской культур. Другими словами, они повторяются и в социальном пространстве, и в социальном времени.
С. Вообще говоря, смена одного типа культуры другим происходит одновременно во всех видах искусства. Если мы возьмем достаточно длительные периоды, скажем, не меньше столетия, то за незначительными исключениями все искусства — живопись и скульптура, архитектура и музыка, литература и драматургия — одновременно переходят от одной, допустим, идеациональной, к другой, допустим, идеалистической или чувственной
12. Флуктуация литературы и критики 281
форме. Только в области европейской музыки было замечено отставание при переходе от идеациональной к идеалистической фазе и от идеалистической к чувственной.
Если же взят более короткий период и исследуются менее значительные флуктуации, то несоблюдение одновременности должно, по-видимому, наблюдаться чаще, как то было показано в главе 11 и во всех предыдущих главах. Но эти краткосрочные флуктуации напоминают рябь на поверхности больших волн: они и не глубоки, и не фундаментальны. У этих краткосрочных и несинхронных флуктуации едва ли есть хоть какое-нибудь единообразие, в том смысле, что изменение непременно происходит сначала в какой-то одной сфере искусства, а в какой-то другой запаздывает. В действительности же в какое-то время одно искусство может лидировать, а другое отставать; в другой период ситуация может оказаться обратной. Это означает, что все теории о существовании единообразной последовательности в ходе изменения различных искусств, согласно которым какое-то одно искусство всегда лидирует, а другие отстают, причем в той же последовательности, — все такого рода теории ошибочны.
D. В той мере, в какой долгосрочные изменения во всех искусствах изучаемых культур происходят параллельно и более или менее синхронно, предполагается, что все они в высокой степени интегрированы логически и каузально; что все изящные искусства этих культур являются частью единого живого целого, проявлением одной системы; и что, следовательно, когда данная культура начинает трансформироваться, они все, естественно, следует одним и тем же курсом и изменяются в одном и том же направлении.
Ниже мы увидим, что ке только искусства, но практически все основные части культуры; наука и философия, право и мораль, формы социальной, политической и экономической организации — все они тоже изменяются синхронно и в одном и том же направлении. Это доказывает, что по своей ментальности такие культуры суть живые единства, подлинные системы, пусть Даже не очень жестко и тесно связанные, — а не просто агломерации разных составных частей, случайно оказавшихся рядом в пространстве или во времени, могущие изменяться совершенно разными способами в различных своих частях.
Е. Поскольку в течение изучаемого нами периода, охватывающего почти двадцать пять столетий, несколько раз происходили нарастающие приливы то одной, то другой формы куль-
282 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
туры, нет оснований утверждать, будто существует некая вечная линейная тенденция развития искусства: в течение времени оно не двигалось постоянно ни в сторону большего и лучшего идеационализма, ни в противоположном направлении. Оно движется попеременно то в одну, то в другую сторону. Когда одна из форм заканчивает свой имманентный курс и истекает отпущенный ей срок, она разрушается и, после соответствующих промежуточных стадий, уступает место другой форме. Так было в прошлом, так, вероятно, будет и впредь. Поскольку доминирующей формой искусства последних пяти веков была чувственная, когда она завершит свой жизненный путь, ее место будет занято, по всей вероятности после смешанной переходной фазы, идеациональным искусством. Когда же и оно пройдет отмеренный ему срок, опять возвратится чувственная культура, и так будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет интегрированная культура или человечество.
F. Я указывал на многие признаки того, что в конце XIX — начале XX в. во всех областях искусства возникла сильная реакция против господствующей чувственно-визуально-натуралистической формы. Бунт очевиден, но его позитивная программа пока еще беспорядочна, хаотична, бессвязна и напоминает этим переходный период III-IV вв. н. э., когда искусство начало двигаться от перезрелой чувственной к зарождающейся идеациональной форме. Является ли эта реакция первым дуновением приближающейся идеациональной весны или всего лишь временным отступлением — этого никто не может сказать точно. Но принимая во внимание перезрелость нашего чувственного искусства и другие его характеристики, указывающие на возможное истощение той волны, что длится с XV по XX в., — не исключено, что это изменение есть действительно начало чего-то нового.