Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. движения — примеры такой философии

движения — примеры такой философии. Вот несколько ти­пичных ее утверждений. «Подлинно существующее не является ни тем, ни этим; ни причиной, ни следствием; ни прошлым, ни будущим»... «Оно без звука, без осязания, без формы, без раз­рушения, без вкуса, без запаха, без начала и без конца — веч­ное, выше самого Великого и низменное»2... «Оно произошло из ничего, а ничто произошло от него»... «Древний не рожден, вечен, постоянен»3. Это одна из лучших формулировок Бытия, когда-либо существовавших в истории человеческой мысли. За много столетий до нашей эры она была высказана в Древней Индии.

Представители других философских учений о Бытии рассуж­дают точно так же. Вот формула даосизма, почти идентичная древнеиндийской.

«Прежде чем возникли небо и земля, было нечто бесформен­ное, и все же совершенное. Столь неподвижное, столь бестелес­ное! Только оно одно пребывает и не изменяется. Оно проникает во все, но не подвергается никакой опасности. Его можно счи­тать матерью всех вещей. Я не знаю его имени; если я должен обозначить его, я называю его Дао»4.

Греческие учения Парменида и Зенона слишком хорошо из­вестны, чтобы приводить из них цитаты. Мы знаем, с каким ис­кусством и логической безупречностью Зенон в своих знамени­тых апориях («Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадион»5) пытался доказать, что в мире нет никакого разви­тия, движения и изменения. Затем, более поздние определения часто представляли Бога или последнюю реальность в виде Не­изменного Бытия. Примером может служить определение Бл. Августина: «Quid es ergo, Deus meus?»... «Ты Сам Истина, в которой "нет изменения и ни тени перемены"... вечно недвиж­ный и непостижимый... неизменный,.. годы Твои не приходят и не уходят... Ты всегда — тот же»6.

С многочисленными вариациями эта философия Бытия, при­менительно ли к истинной реальности вообще или только к пос­ледней реальности, существовала в течение всей истории фило­софии и человеческой мысли с самых древних времен до наших дней.

Противоположное стремление — свести категорию Бытия к категории Становления — свойственно философии Становле­ния. Она считает, что все находится в состоянии непрерывного становления, изменения, течения; что становление или про-

16, Флуктуация «первых принципов»: II. Этернализм и темпорализм 383

цесс — единственная реальность и нет ничего, что оставалось бы неизменным и навеки постоянным. В лучшем случае Бытие — это не что иное, как Становление, рассматриваемое со статичес­кой точки зрения, но в действительности не существующее. Это философское направление также проходит через всю историю человеческой мысли от древности до настоящего времени. Зна­менитые высказывания Гераклита: «Все возникает в силу проти­воположностей» и «все вещи движутся словно потоки... все су­щее ни на мгновение ни в чем не останавливается»7 — пример такой концепции. Другой пример — похожее воззрение, выражен­ное в Зенд-Авесте: действительность — это непрекращающаяся борьба и поочередная смена двух противоположных сил8.

Более близкой нам по времени является гегелевская система философии, а в наши дни — концепция А. Уайтхеда9. Наконец, множество нынешних ученых и журналистов без устали подчер­кивают — умышленно или бессознательно — что действитель­но существующим является только процесс, изменение, Станов­ление.

Третье решение проблемы состоит в том, чтобы так или ина­че признать обе категории и выделить каждой из них особую сферу. Способы подобного решения разные. Один из них, свя­занный с именами Левкиппа и Демокрита, предлагается в ато­мистической теории: атомы, или мельчайшие частицы веще­ства, из которого образуется реальность, неизменны — они представляют собой Бытие; сочетания атомов претерпевают постоянное изменение, находятся в процессе и, таким образом, являются Становлением. Замените атомы электронами, прото­нами или еще более мелкими частицами — и вы окажетесь в мире самых современных теорий реальности того же типа. Другой спо­соб предлагают теории aeternitas, aevum и tempus ш, разработан­ные Платоном, неоплатониками, отчасти перипатетиками11 и большинством средневековых мыслителей (от Августина, Фомы Аквинского и схоластов до Спинозы), и многие другие теории, в которых сфера Бытия ограничена последней или высшей реаль­ностью, а сфера Становления — эмпирической реальностью, воспринимаемой нашими органами чувств, где безгранично Царят «возникновение и уничтожение», изменение и процесс, начало и конец. Б ряде теорий реальность подразделяется на три или четыре класса, в каждом из которых — по мере того, как мы поднимаемся с низшей ступени на более высокую, — степень бытия возрастает, а Становления — уменьшается. Третий ва-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: