движения — примеры такой философии. Вот несколько типичных ее утверждений. «Подлинно существующее не является ни тем, ни этим; ни причиной, ни следствием; ни прошлым, ни будущим»... «Оно без звука, без осязания, без формы, без разрушения, без вкуса, без запаха, без начала и без конца — вечное, выше самого Великого и низменное»2... «Оно произошло из ничего, а ничто произошло от него»... «Древний не рожден, вечен, постоянен»3. Это одна из лучших формулировок Бытия, когда-либо существовавших в истории человеческой мысли. За много столетий до нашей эры она была высказана в Древней Индии.
Представители других философских учений о Бытии рассуждают точно так же. Вот формула даосизма, почти идентичная древнеиндийской.
«Прежде чем возникли небо и земля, было нечто бесформенное, и все же совершенное. Столь неподвижное, столь бестелесное! Только оно одно пребывает и не изменяется. Оно проникает во все, но не подвергается никакой опасности. Его можно считать матерью всех вещей. Я не знаю его имени; если я должен обозначить его, я называю его Дао»4.
|
|
Греческие учения Парменида и Зенона слишком хорошо известны, чтобы приводить из них цитаты. Мы знаем, с каким искусством и логической безупречностью Зенон в своих знаменитых апориях («Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадион»5) пытался доказать, что в мире нет никакого развития, движения и изменения. Затем, более поздние определения часто представляли Бога или последнюю реальность в виде Неизменного Бытия. Примером может служить определение Бл. Августина: «Quid es ergo, Deus meus?»... «Ты Сам Истина, в которой "нет изменения и ни тени перемены"... вечно недвижный и непостижимый... неизменный,.. годы Твои не приходят и не уходят... Ты всегда — тот же»6.
С многочисленными вариациями эта философия Бытия, применительно ли к истинной реальности вообще или только к последней реальности, существовала в течение всей истории философии и человеческой мысли с самых древних времен до наших дней.
Противоположное стремление — свести категорию Бытия к категории Становления — свойственно философии Становления. Она считает, что все находится в состоянии непрерывного становления, изменения, течения; что становление или про-
16, Флуктуация «первых принципов»: II. Этернализм и темпорализм 383
цесс — единственная реальность и нет ничего, что оставалось бы неизменным и навеки постоянным. В лучшем случае Бытие — это не что иное, как Становление, рассматриваемое со статической точки зрения, но в действительности не существующее. Это философское направление также проходит через всю историю человеческой мысли от древности до настоящего времени. Знаменитые высказывания Гераклита: «Все возникает в силу противоположностей» и «все вещи движутся словно потоки... все сущее ни на мгновение ни в чем не останавливается»7 — пример такой концепции. Другой пример — похожее воззрение, выраженное в Зенд-Авесте: действительность — это непрекращающаяся борьба и поочередная смена двух противоположных сил8.
|
|
Более близкой нам по времени является гегелевская система философии, а в наши дни — концепция А. Уайтхеда9. Наконец, множество нынешних ученых и журналистов без устали подчеркивают — умышленно или бессознательно — что действительно существующим является только процесс, изменение, Становление.
Третье решение проблемы состоит в том, чтобы так или иначе признать обе категории и выделить каждой из них особую сферу. Способы подобного решения разные. Один из них, связанный с именами Левкиппа и Демокрита, предлагается в атомистической теории: атомы, или мельчайшие частицы вещества, из которого образуется реальность, неизменны — они представляют собой Бытие; сочетания атомов претерпевают постоянное изменение, находятся в процессе и, таким образом, являются Становлением. Замените атомы электронами, протонами или еще более мелкими частицами — и вы окажетесь в мире самых современных теорий реальности того же типа. Другой способ предлагают теории aeternitas, aevum и tempus ш, разработанные Платоном, неоплатониками, отчасти перипатетиками11 и большинством средневековых мыслителей (от Августина, Фомы Аквинского и схоластов до Спинозы), и многие другие теории, в которых сфера Бытия ограничена последней или высшей реальностью, а сфера Становления — эмпирической реальностью, воспринимаемой нашими органами чувств, где безгранично Царят «возникновение и уничтожение»1г, изменение и процесс, начало и конец. Б ряде теорий реальность подразделяется на три или четыре класса, в каждом из которых — по мере того, как мы поднимаемся с низшей ступени на более высокую, — степень бытия возрастает, а Становления — уменьшается. Третий ва-