цветом расцвела дифференциация или даже атомизация. Сказанное особенно справедливо применительно к XX в. — периоду многочисленных течений, каждое из которых достаточно сильно, чтобы наложить свой отпечаток на культуру, но все-таки слишком слабо, чтобы поглотить другие течения, господствовать над ними и служить авторитетным, не вызывающим сомнений руководством.
Такова история, извлеченная из наших данных. Если рассмотреть весь 25-вековой период, то обнаружится существование повторяющихся долгосрочных волн увеличивающейся дифференциации и уменьшающегося единогласия в сфере философской мысли и противоположных волн увеличивающегося согласия и уменьшающейся дифференциации. Таким образом, длинный ряд цифр совершенно неожиданно обнаружил странное хотя и редко упоминаемое или не глубоко изученное чередование тенденций к разделению и согласию. Ритм этих волн имеет отношение к шенсгровской формуле, но только в том смысле, что показывает ее ошибочность. На смену любой дифференциации и усложнению рано или поздно приходит упрощение и единообразие, затем на смену упрощению — тоже рано или поздно — приходит противоположная тенденция к дифференциации. Такова наша формула. Она рассказывает совершенно иную историю, чем спенсеровская концепция линейного эволюционного прогресса, и еще раз подтверждает достоверность наших принципов ограничения и имманентной саморегуляции разнообразных тенденций, их направлений как в области философии, так и во всех других социокультурных процессах.
Если эти принципы верны, то можно предсказать, что нынешняя тенденция к дифференциации в изучаемой нами области не может продолжаться вечно. Рано или поздно на смену ей придет тенденция противоположная. Многие из существующих ныне течений обречены одно за другим исчезнуть, а одному из главных (кто может знать, какому именно?) предназначено вырасти и господствовать над другими. А затем, как и в начале Средних веков, оно станет монопольным; философское мышление будет унифицированным, спокойным, простым, ясным и доверительным, а не сомнительным, скептическим, софистическим, циничным и недоверчивым. Такого рода «единогласная» философия будет в то же самое время и религией, как это было на заре греческой философии и нашей культуры. Но когда ее время пройдет, ей суждено будет, в свою очередь, раздробиться
15. Флуктуация «первых принципов»:!. Идеализм и материализм 377
на отдельные течения. Чередование стадий дифференциации и единства будет продолжаться до тех пор, пока существует сама
культура.
/. Современная ситуация. В некоторых других составных частях изучаемой культуры — в искусстве, системе истины и науке — мы обнаружили, что в конце XIX — начале XX в. появились признаки протеста против господствующих тенденций перезревшей чувственной культуры. В области онтологии в период с 1900 по 1920 г. мы такого неприятия не обнаруживаем (так же как не обнаруживаем его и в сфере эмпиризма), зато предыдущий период — 1880-1900 гг. — отмечен заметным спадом механистического материализма (с 13,6 % в 1840-1860 гг. до 5,7% в 1880-1900 гг.). Более того, показатели механистического материализма в XIX в. вообще ниже показателей XVIII в. Этот спад, вероятно, следовало бы рассматривать как проявление протеста против перезревшего чувственного сознания — протеста, значительно ярче выраженного в других областях культуры (особенно в искусстве). Хотя в соответствии с выше установленной общей закономерностью, согласно которой материализм усиливается в периоды социокультурных кризисов (его показатели за время с 1900 по 1920 г. были выше, чем прежде), возможность того, что XX в., если брать его в целом, может еще пережить «изгнание» материализма, не исключена. Словом, в философии, как и в других сферах культуры, к концу XIX в. наблюдаются симптомы неприятия прежних ценностей, хотя и носят они не явно выраженный и неопределенный характер.
К. Растущий прилив материализма и сенсуалистической интерпретации человека и культуры. На предыдуигу: страницах уже проводилась мысль о том, что тенденция повременной науки интерпретировать человека, культуру и историю механистически, материалистически, «рефлексологически», «эндокринологически», «бихевиористски», «психоаналитически», «экономически» и т. д. является не чем иным, как отражением факта перезрелости нашего чувственного сознания. Здесь мы еще раз находим дополнительное подтверждение этого предположения. Поскольку ученые и прочие интеллектуалы последние четыре столетия жили в атмосфере стремительного усиления материализма и упадка идеализма, их прогрессирующая неспособность видеть «идеалистические», «божественные», «духовные» аспекты и движущие силы человека и культуры становится совершенно понятной. Вместо них они все более были склонны усматри-
3 78 Часть 3. Флуктуация систем истины и знания
вать главным образом материальные, сенсорные, внешние, механистические и прочие чувственные аспекты и силы. Отсюда — мода на материалистическую, «рефлексологическую», «эндокринологическую», «биологическую», «психоаналитическую» (когда человек рассматривается как сущность, почти всецело определяемая полом, имеющим сверхфизиологическое значение) и прочие антиидеалистические интерпретации истории, культуры и человека. Такого рода теории становились все более популярными, все чаще аттестовывались как «научные» и все шире воспринимались как «последнее слово науки». Успешно продолжающееся распространение подобных учений среди несведущей публики привело к тому, что сейчас фактически любой аспект социокультурной реальности интерпретируется почти исключительно в терминах вышеприведенных «чувственных переменных».
Б мои намерения не входит порицание или похвала этой моде. Моя задача — указать, что она находится в самой тесной связи с господствующей сейчас системой истины и вздымающейся волной материализма (точно так же идеалистическая интерпретация человека и культуры в Средние века полностью господствовала наряду с идеациональной ментальностью). Это исследование могло бы внушить массу сомнений сторонникам и «чувственной», и «идеалистической» интерпретации человека; оно могло бы привести подобных теоретиков к отказу от признания своих доктрин «последним словом науки», от убеждения в том, что они воплощают всю истину и только истину. Факты свидетельствуют о том, что и «чувственная», и «идеалистическая» позиции — одинаково условны и в значительной степени подвержены флуктуациям. Обе позиции, вероятно, несут в себе часть истины, но именно часть ее. Каждая из них, в крайней своей форме, может содержать больше заблуждения, нежели истины. Следовательно, рано или поздно, но эти крайние точки зрения столкнутся с отрицательной реакцией на их псевдоистины.
Не будет, стало быть, неожиданностью, если в будущем эта позиция столкнется со стремительно и неожиданно растущей реакцией в виде идеалистической интерпретации. Реально ли это предположение — вопрос второстепенный. В последние три десятилетия такая реакция уже возникла в науке и философии. И здесь мы еще раз убеждаемся в том, что понятие истины в определенный период обусловлено господствующей ментальностью данной культуры.