Флуктуация «первых принципов»: I. Идеализм и материализм. Рассматриваемая связь истины веры (и отчасти истины разу­ма) с идеализмом и низким уровнем естественных наук

IV. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ФАКТАМИ

ИЗ ДРУГИХ КУЛЬТУР______________________

Рассматриваемая связь истины веры (и отчасти истины разу­ма) с идеализмом и низким уровнем естественных наук, а с дру­гой стороны, истины чувств — с материализмом и высоким уров­нем развития науки обнаруживается и в некоторых других великих культурах. Мы уже знаем, что господствующей систе­мой истины в индийской культуре является истина веры и отча­сти — идеалистического разума. Ожидание, основанное на еди­нообразии связей в остальных примерах, что идеализм должен быть поэтому преобладающей системой в области онтологии действительно полностью подтверждается.

Безусловно господствующей метафизикой в Индии, начиная с ведийского периода и вплоть до настоящего времени, несом­ненно был идеализм того или иного типа. Подробные данные на сей счет были приведены в главе 1, в которой кратко, но вполне детально была освещена роль материализма в истории индийс­кой мысли. При этом выяснилось, что господство идеализма было столь полным, что удается обнаружить кое-какие следы материализма на верхних уровнях индийской мысли только бла­годаря интенсивным научным исследованиям. Правда, некото­рые незначительные его следы имеются в индийской мысли ве­дийского и постведийского периодов, но само «рассеяние» материализма подтверждает, что фактически он не пользовал­ся влиянием.

Более того; ссылки на материализм находятся почти исклю­чительно в произведениях авторов-идеалистов, стремящихся опровергнуть такого рода идеи. Две Брихаспати, шксЛа чарва-ков и настиков фактически были единственными представите­лями материализма. Но даже и о них упоминания сохранились главным образом в произведениях их идеалистических крити­ков — таких как «Прободхачандродая» Кришна Мишры6, брах-Манистских текстах и в преимущественно идеалистических ху­дожественных или некоторых политических произведениях (например, Веманы, ок. 1400г. н.э.; «Артхашастре»7). Подоб­ные факты красноречиво свидетельствуют о явном господстве идеализма в индийской культуре и, кроме того, подтверждают тезис о том, что идеациональная культура заключает в себе ис­тину веры и идеалистическую онтологию, которые, в свою оче­редь, связаны со слабым развитием науки и техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: