IV. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ФАКТАМИ
ИЗ ДРУГИХ КУЛЬТУР______________________
Рассматриваемая связь истины веры (и отчасти истины разума) с идеализмом и низким уровнем естественных наук, а с другой стороны, истины чувств — с материализмом и высоким уровнем развития науки обнаруживается и в некоторых других великих культурах. Мы уже знаем, что господствующей системой истины в индийской культуре является истина веры и отчасти — идеалистического разума. Ожидание, основанное на единообразии связей в остальных примерах, что идеализм должен быть поэтому преобладающей системой в области онтологии действительно полностью подтверждается.
Безусловно господствующей метафизикой в Индии, начиная с ведийского периода и вплоть до настоящего времени, несомненно был идеализм того или иного типа. Подробные данные на сей счет были приведены в главе 1, в которой кратко, но вполне детально была освещена роль материализма в истории индийской мысли. При этом выяснилось, что господство идеализма было столь полным, что удается обнаружить кое-какие следы материализма на верхних уровнях индийской мысли только благодаря интенсивным научным исследованиям. Правда, некоторые незначительные его следы имеются в индийской мысли ведийского и постведийского периодов, но само «рассеяние» материализма подтверждает, что фактически он не пользовался влиянием.
|
|
Более того; ссылки на материализм находятся почти исключительно в произведениях авторов-идеалистов, стремящихся опровергнуть такого рода идеи. Две Брихаспати, шксЛа чарва-ков и настиков фактически были единственными представителями материализма. Но даже и о них упоминания сохранились главным образом в произведениях их идеалистических критиков — таких как «Прободхачандродая» Кришна Мишры6, брах-Манистских текстах и в преимущественно идеалистических художественных или некоторых политических произведениях (например, Веманы, ок. 1400г. н.э.; «Артхашастре»7). Подобные факты красноречиво свидетельствуют о явном господстве идеализма в индийской культуре и, кроме того, подтверждают тезис о том, что идеациональная культура заключает в себе истину веры и идеалистическую онтологию, которые, в свою очередь, связаны со слабым развитием науки и техники.