Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. равновесие этернализма и темпорализма

•«НпвМфКИЖв-9

темпорализм

этернализм

равновесие этернализма и темпорализма

диаграмма 12. темпорализм, этернализм, равновесие теорий того и другого типа

В. Достаточно взглянуть на картину, которую рисуют дан­ные, распределенные по 20-летним и 100-летним периодам, тю­бы сразу же стало ясно: этернализм {философия Бытия) действи­тельно тесно связан с идеациональной культурой и различными ее аспектами, тогда как ментальностъ темпорализма созвучна культуре чувственной и ее переменным. Таблица с данными по 100-летним периодам показывает:

1) В VI в. до н. э. — идеациональном столетии, судя по тем признакам, какими отмечены остальные аспекты культуры того времени, — этернализм достигает сравнительно высокой отметки, а затем в течение V-I вв. до н. э. неуклонно снижается, что совпадает с периодом подъема чувственной культуры, о чем свидетельствуют и прочие ее аспекты. С другой стороны, в тече­ние этих же столетий темпорализм возникает (в VT-V вв. до н. э.) и остается влиятельным до самого начала нашей эры. Подобная динамика соперничающих течений недвусмысленно подтверж­дает ожидания, вытекающие из самой природы идеациональ­ной и чувственной культуры.

16. Флуктуация «первых принципов»: IL Этернализм и темпорализм 395

2) После I в. н. э. темпорализм начинает стремительно клониться к упадку и после IV в. н. э. полностью исчезает, что опять-таки прекрасно согласуется с динамикой, которую от­ражают идеациональные и чувственные кривые во всех других сферах культуры. Таким образом, в течение Средних веков, вплоть до XIV в., темпорализм остается, так сказать, в подпо­лье; материализм, эмпиризм, естественные науки, визуальное искусство и, как мы еще увидим, этика счастья, номинализм, сингуляризм и другие переменные культуры, которые рассмат­риваются в настоящей работе, тоже находятся в подполье или обладают очень низкой ценностью. Средние века — это пери­од монопольного идеационализма, сознание которого обра­щено не на временные и преходящие аспекты реальности, а на ее вечные аспекты; не на Становление, процесс, изменение, про­гресс, эволюцию, а на Бытие, постоянство, aeternitas и aevum. Средневековый период отмечен усилением этернализма и вы­соким уровнем, достигнутым синтетическим «уравновешен­ным» течением, весьма обильно пропитанным элементами этернализма. Эти два течения занимают всю интеллектуаль­ную сферу.

3) XIV-XV вв. отмечены заметным упадком этернализма н новым появлением темпорализма; присутствует и «уравнове­шенное течение». Таким образом, этот период еще раз оказыва­ется «синтетическим» или «идеалистическим» в смысле гармо­ничного сочетания, а отчасти и эклектической смеси всех течений и особого подъема «уравновешенного течения». Хотя и с неболь­шим опозданием по сравнению с живописью и другими отрасля­ми культуры, которые вступили в идеалистическую фазу разви­тия в XIII-XIVвв., этот период — с XII по XV в. включит--: тьно — и здесь предстает как «смешанная» или идеалистическая стадия.

4) Темпорализм, возродившись в XIV в., посль краткого перерыва в XV в. (опять же напоминающем многочисленные перерывы, с которыми мы сталкивались при изучении других составных частей культуры) стремительно и неуклонно растет с XVI в. (составляя в этом столетии лишь 2%) по XVIII в., когда Достигает 41%. Затем он немного снижается до 33% в XIX в., а Потом опять взмывает вверх до 49% в 1900-1920 гг. (см. последний Числовой ряд таблицы 17). Таким образом, в течение XVI-XIX вв. темпорализм усиливается в те периоды, когда, судя по кривым, описывающим динамику составных частей чувствен­ной культуры, усиливались и они.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: