•«НпвМфКИЖв-9
темпорализм
этернализм
равновесие этернализма и темпорализма
диаграмма 12. темпорализм, этернализм, равновесие теорий того и другого типа
В. Достаточно взглянуть на картину, которую рисуют данные, распределенные по 20-летним и 100-летним периодам, тюбы сразу же стало ясно: этернализм {философия Бытия) действительно тесно связан с идеациональной культурой и различными ее аспектами, тогда как ментальностъ темпорализма созвучна культуре чувственной и ее переменным. Таблица с данными по 100-летним периодам показывает:
1) В VI в. до н. э. — идеациональном столетии, судя по тем признакам, какими отмечены остальные аспекты культуры того времени, — этернализм достигает сравнительно высокой отметки, а затем в течение V-I вв. до н. э. неуклонно снижается, что совпадает с периодом подъема чувственной культуры, о чем свидетельствуют и прочие ее аспекты. С другой стороны, в течение этих же столетий темпорализм возникает (в VT-V вв. до н. э.) и остается влиятельным до самого начала нашей эры. Подобная динамика соперничающих течений недвусмысленно подтверждает ожидания, вытекающие из самой природы идеациональной и чувственной культуры.
16. Флуктуация «первых принципов»: IL Этернализм и темпорализм 395
2) После I в. н. э. темпорализм начинает стремительно клониться к упадку и после IV в. н. э. полностью исчезает, что опять-таки прекрасно согласуется с динамикой, которую отражают идеациональные и чувственные кривые во всех других сферах культуры. Таким образом, в течение Средних веков, вплоть до XIV в., темпорализм остается, так сказать, в подполье; материализм, эмпиризм, естественные науки, визуальное искусство и, как мы еще увидим, этика счастья, номинализм, сингуляризм и другие переменные культуры, которые рассматриваются в настоящей работе, тоже находятся в подполье или обладают очень низкой ценностью. Средние века — это период монопольного идеационализма, сознание которого обращено не на временные и преходящие аспекты реальности, а на ее вечные аспекты; не на Становление, процесс, изменение, прогресс, эволюцию, а на Бытие, постоянство, aeternitas и aevum. Средневековый период отмечен усилением этернализма и высоким уровнем, достигнутым синтетическим «уравновешенным» течением, весьма обильно пропитанным элементами этернализма. Эти два течения занимают всю интеллектуальную сферу.
3) XIV-XV вв. отмечены заметным упадком этернализма н новым появлением темпорализма; присутствует и «уравновешенное течение». Таким образом, этот период еще раз оказывается «синтетическим» или «идеалистическим» в смысле гармоничного сочетания, а отчасти и эклектической смеси всех течений и особого подъема «уравновешенного течения». Хотя и с небольшим опозданием по сравнению с живописью и другими отраслями культуры, которые вступили в идеалистическую фазу развития в XIII-XIVвв., этот период — с XII по XV в. включит--: тьно — и здесь предстает как «смешанная» или идеалистическая стадия.
4) Темпорализм, возродившись в XIV в., посль краткого перерыва в XV в. (опять же напоминающем многочисленные перерывы, с которыми мы сталкивались при изучении других составных частей культуры) стремительно и неуклонно растет с XVI в. (составляя в этом столетии лишь 2%) по XVIII в., когда Достигает 41%. Затем он немного снижается до 33% в XIX в., а Потом опять взмывает вверх до 49% в 1900-1920 гг. (см. последний Числовой ряд таблицы 17). Таким образом, в течение XVI-XIX вв. темпорализм усиливается в те периоды, когда, судя по кривым, описывающим динамику составных частей чувственной культуры, усиливались и они.