личных следствий В, С, D, вызываемых одной и той же причиной, или переменной А. Короче говоря, индетерминизм отрицает категорию единообразной, особой и безусловно необходимой связи между явлениями. Что касается человека, то этот принцип настаивает на существовании либо свободной воли, либо свободного выбора, либо — не в столь категоричном варианте — нескольких возможностей, управляющих его поведением и мышлением. В этом отношении индетерминизм подчеркнуто отрицает жесткую, неизменную, извне навязанную обусловленность поведения человека в одном и том же зафиксированном направлении — наподобие того как происходит движение неорганических тел.
Таковы общие характеристики детерминизма и индетерминизма, но каждый из них обладает многообразием конкретных форм и оттенков. Существует целая градация более или менее жестких концепций детерминизма и более или менее свободных концепций индетерминизма. В некоторых детерминистских теориях поведение человека считается столь же жестко обусловленным, как движение падающего камня2. В других его предопределенный характер сопровождается столь многочисленными оговорками, исключениями и ограничениями, что детерминистская теория такого рода незаметно превращается в индетерминизм. То же самое, mutatis mutandis3, можно сказать и о различных концепциях индетерминизма, которые варьируются от почти абсолютной свободы человека (и не только его) от любого внешнего влияния, за исключением его собственной свободной воли, до таких «мягких» концепций, которые уже находятся на грани между детерминизмом и индетерминизмом.
|
|
По своему конкретному содержанию детерминистские и ин-детерминистские теории отличаются друг от друга множеством характерных особенностей. Некоторые философы — например, Кант — утверждают, что поведение человека в материальном мире абсолютно детерминировано, и если бы мы знали все обстоятельства, то можно было бы предсказывать его судьбу так же точно, как солнечное или лунное затмение4. С другой стороны, человек как существо «интеллигибельное» или «ноуменальное» (в противоположность человеку как феномену эмпирическому) совершенно свободен от какой бы то ни было внешней обусловленности5.
20. Флуктуация «первых принципов»: VI. Детерминизм и индетерминизм 457
таблица 26. показатели флуктуации влиятельности детерминизма
и индетерминизма с 540 г. до н. э. по 1920 г. по 20-летним периодам
(на основе оценок, выставленных по 12-балльной шкале)
Период | Детерминизм | Смешанные концепции | Индетерминизм | В целом | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
540—520 до н. э. | ||||||||
520—500 | ||||||||
500-480 | ||||||||
480—460 | ||||||||
460-440 | ||||||||
440-420 | ||||||||
420—400 | ||||||||
400—380 | ||||||||
380—360 | ||||||||
360—340 | ||||||||
340—320 | 71,0 | 29,0 | ||||||
320—300 | 62,0 | 38,0 | ||||||
300—280 | 69,0 | 31,0 | ||||||
280—260 | 77,0 | 23,0 | ||||||
260—240 | 76,0 | 24,0 | ||||||
240—220 | 78,0 | 22.0 | ||||||
220—200 | 65,0 | И | 35,0 | |||||
200—180 | 68,0 | 32,0 | ||||||
180—160 | 43,0 | 57,0 | ||||||
160—140 | 46,0 | 54,0 | ||||||
140—120 | 67,0 | 33,0 | ||||||
120—100 | 62,0 | 38,0 | ||||||
100—80 | 57,0 | 43,0 | ||||||
80—60 | 72,0 | 28,0 | ||||||
60-^0 | 65,0 | 35,0 | ||||||
40—20 | 67,0 | 33,0 | 36. | |||||
20—0 | 91,0 | 9,0 | ||||||
0—20 н. э. | 57,0 | 43,0 | ||||||
20-40 | 65,0 | 35,0 | ||||||
40—60 | 66,0 | 34,0 | ||||||
60—80 | 93,0 | 7,0 | ||||||
80—100 | 93,0 | 7,0 | ||||||
100—120 | 64.0 | 36,0 | ,5 | |||||
120—140 | 78,0 | 22,0 | ||||||
140—160 | 63,0 | 37,0 | ||||||
160—180 | 46,0 | 54,0 | ||||||
180—200 | 40,0 | 60,0 | ||||||
200—220 | 18,0 | 82,0 | ||||||
220—240 | 16,0 | 84,0 | ||||||
240—260 | 37,0 | 63,0 | ||||||
260—280 | 37,0 | 63,0 | ||||||
28С— 300 | 33,3 | 66,7 | ||||||
300—320 | 12,0 | 88,0 | ||||||
320—340 | 4,0 | 96,0 | ||||||
340—360 | 9.0 | 91,0 | ||||||
360—380 | 5,0 | 95,0 | ||||||
380^100 | 7,0 | 93,0 | ||||||
400-420 | 8,0 | 92,0 | ||||||
420-440 | 7,9 | 92,1 | ||||||
440—460 | 4,0 | 96,0 | ||||||
460—480 | 5,0 | 95,0 | ||||||
480—500 | 8.0 | 92,0 |
|
|