Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. личных следствий В, С, D, вызываемых одной и той же причи­ной, или переменной А

личных следствий В, С, D, вызываемых одной и той же причи­ной, или переменной А. Короче говоря, индетерминизм отрица­ет категорию единообразной, особой и безусловно необходимой связи между явлениями. Что касается человека, то этот прин­цип настаивает на существовании либо свободной воли, либо свободного выбора, либо — не в столь категоричном вариан­те — нескольких возможностей, управляющих его поведением и мышлением. В этом отношении индетерминизм подчеркнуто отрицает жесткую, неизменную, извне навязанную обусловлен­ность поведения человека в одном и том же зафиксированном направлении — наподобие того как происходит движение не­органических тел.

Таковы общие характеристики детерминизма и индетерми­низма, но каждый из них обладает многообразием конкрет­ных форм и оттенков. Существует целая градация более или менее жестких концепций детерминизма и более или менее сво­бодных концепций индетерминизма. В некоторых детерми­нистских теориях поведение человека считается столь же жест­ко обусловленным, как движение падающего камня2. В других его предопределенный характер сопровождается столь мно­гочисленными оговорками, исключениями и ограничениями, что детерминистская теория такого рода незаметно превраща­ется в индетерминизм. То же самое, mutatis mutandis3, можно ска­зать и о различных концепциях индетерминизма, которые варьируются от почти абсолютной свободы человека (и не толь­ко его) от любого внешнего влияния, за исключением его соб­ственной свободной воли, до таких «мягких» концепций, ко­торые уже находятся на грани между детерминизмом и индетерминизмом.

По своему конкретному содержанию детерминистские и ин-детерминистские теории отличаются друг от друга множеством характерных особенностей. Некоторые философы — например, Кант — утверждают, что поведение человека в материальном мире абсолютно детерминировано, и если бы мы знали все об­стоятельства, то можно было бы предсказывать его судьбу так же точно, как солнечное или лунное затмение4. С другой сторо­ны, человек как существо «интеллигибельное» или «ноуменаль­ное» (в противоположность человеку как феномену эмпиричес­кому) совершенно свободен от какой бы то ни было внешней обусловленности5.

20. Флуктуация «первых принципов»: VI. Детерминизм и индетерминизм 457

таблица 26. показатели флуктуации влиятельности детерминизма

и индетерминизма с 540 г. до н. э. по 1920 г. по 20-летним периодам

(на основе оценок, выставленных по 12-балльной шкале)

Период Детерминизм Смешанные концепции Индетерминизм В целом
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
540—520 до н. э.                
520—500                
500-480                
480—460                
460-440                
440-420                
420—400                
400—380                
380—360                
360—340                
340—320   71,0       29,0    
320—300   62,0       38,0    
300—280   69,0       31,0    
280—260   77,0       23,0    
260—240   76,0       24,0    
240—220   78,0       22.0    
220—200   65,0     И 35,0    
200—180   68,0       32,0    
180—160   43,0       57,0    
160—140   46,0       54,0    
140—120   67,0       33,0    
120—100   62,0       38,0    
100—80   57,0       43,0    
80—60   72,0       28,0    
60-^0   65,0       35,0    
40—20   67,0       33,0 36.  
20—0   91,0       9,0    
0—20 н. э.   57,0       43,0    
20-40   65,0       35,0    
40—60   66,0       34,0    
60—80   93,0       7,0    
80—100   93,0       7,0    
100—120   64.0       36,0 ,5  
120—140   78,0       22,0    
140—160   63,0       37,0    
160—180   46,0       54,0    
180—200   40,0       60,0    
200—220   18,0       82,0    
220—240   16,0       84,0    
240—260   37,0       63,0    
260—280   37,0       63,0    
28С— 300   33,3       66,7    
300—320   12,0       88,0    
320—340   4,0       96,0    
340—360   9.0       91,0    
360—380   5,0       95,0    
380^100   7,0       93,0    
400-420   8,0       92,0    
420-440   7,9       92,1    
440—460   4,0       96,0    
460—480   5,0       95,0    
480—500   8.0       92,0    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: