шего, что annus magnus длится 36 000 лет), популярные духовные сочинения вроде «Теологии» или «Книги Страшного Суда» и один из «бестселлеров» Средних веков — книга «Тайна Тайн» — в этих и многих других произведениях других авторов разделяется астрологически-циклическая концепция.
Что касается мыслителей XIII в. и следующих двух-трех столетий, то их астрологически-цикличные концепции заметно обогащены влиянием некоторых арабских ученых. Европейцы пытаются установить более точные корреляции между делами человеческими, космическими и географическими (астрологически-астрономическими) факторами и соответствующими циклами. Во многих отношениях эти корреляции мало чем отличаются от учения, разработанного Клавдием Птолемеем в его знаменитом «Четверокнижии» («Tetrabiblos»)35 еще во II в. н. э. Такие ученые, как Михаил Скот, Гильом из Оверни, Фома из Кантемпрэ, Роберт Гроссетест, Варфоломей Английский, Жиль-бер из Пуатье, Альберт Великий, Данте («Пир»), Фома Аквинс-кий, Роджер Бэкон, Сигер Брабантский, Петр д'Абано, Уильям Оккам, Николай из Боне и многие другие, так или иначе разделяли учение о том, что циклы и периодичности в истории мира, равно как и в истории человечества, обусловлены влиянием светил и их расположением. Сами же светила выступали либо как орудие воли Божией, либо — и эта тенденция становилась все более заметной — они двигались в небесах независимо, по своим собственным законам.
В результате были обнаружены некоторые периодичности и флуктуации, которые претерпевают в своем развитии жизненные процессы (рождение, смерть, вступление в брак, болезнь, здоровье), формы правления, война и мир, катастрофы и периоды спокойствия, эпохи процветания и депрессии, революции и другие социальные явления.
Таким образом, если обобщить главные особенности идеа-ционального средневекового периода, то увидим, что вся сфера философской мысли занята двумя концепциями: эсхатологической (с двумя крайними точками совершенства) и циклической или бессистемно волнообразной. Мало внимания уделялось (если вообще уделялось) линейной концепции, будь то регрессивной или прогрессивной. Итак, сформулированные нами предположения, как видим, подтверждаются на примере и этого периода.
F. В течение XIII в. и следующих трех столетий эти два течения — эсхатологическое и циклическое — по-прежнему зани-
21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 481
мают почти всю сферу западноевропейской культуры. Правда, появляются некоторые изменения, незначительные и не слишком яркие, но, тем не менее, довольно заметные. Прежде всего надо отметить, что появляется, хоть и не явно сформулированная, линейная теория; так или иначе, но начиная с XII в. линейно-прогрессивный мотив, особенно применительно к искусству, науке и технике, начинает звучать все чаще и отчетливей. В произведениях Гуго Сен-Викторского, затем Фомы Аквинского и Альберта Великого, Иоахима Флорского, Роджера Бэкона, Винцента из Бове и некоторых других эти мотивы становятся уже довольно заметными. Укажем, в частности, на Иоахима Флорского. В своем учении о Вечном Евангелии он сформулировал что-то вроде прогрессивно-линейного закона «трех стадий Человечности», выделив стадии Ветхого Завета, Нового Завета и Вечного Евангелия, причем каждая последующая была совершеннее, чем предыдущая. Первая стадия является эпохой закона и устрашения, вторая — эпохой веры и благодати, третья — эпохой вселенской любви.
Этот факт имеет для нас важное значение: он лишний раз свидетельствует об идеалистическом характере сознания этих столетий, с которым мы уже неоднократно сталкивались при изучении других областей культуры того же периода. Возникшие в то время идеи прогрессивно-линейного развития, будучи ингредиентами чувственной ментальное™, придают культуре изучаемых столетий идеалистическую окраску.
Следующее изменение — по сравнению с более ранним периодом — касается самого характера эсхатологических и цикличных концепций. Эсхатологические теории начинают терять свою популярность, в то время как фактическому ход/ человеческой истории и истории мироздания начинают уделять большее внимание. Теории цикличного и бессистемного волнообразного развития разрабатывались все более углубленно, а сами циклы, периодичности, флуктуации и повторы, как уже отмечалось, стали истолковываться все более «имманентно» — как проявления внутренних свойств универсума и небесных тел или же как проявления эмпирической деятельности человека и общества.
Трактаты по астрологии — внушительные фолианты — создаются и публикуются в огромных количествах. Их авторы — как правило, «учителя математики и астрологии» — объясняли все «мутации» социальной жизни: политические, религиозные, литературные, научные и т. д. — главным образом как ре-