санная в духе линейной эволюционно-прогрессивной теории и опубликованная после 1914 г, или даже в более позднее время, оказала столь сильное влияние на умы.
Что касается увеличения числа литературных произведений, авторы которых разделяют цикличную или бессистемно волнообразную и вообще нелинейную концепцию развития социокультурных процессов, то это факт бесспорный. По правде говоря, начиная со второй половины XIX в. эта концепция стала популярной настолько, что потребовалась бы целая монография, чтобы перечислить все подобного рода произведения и хотя бы кратко описать те теории, которые в них развиваются.
Если все это учесть, то утверждение о росте популярности «циклической» литературы в конце XIX — начале XX в., и особенно в период после Первой мировой войны, будет вполне приемлемым. Трех вышеперечисленных симптомов достаточно, чтобы доказать упадок в данный период линейных концепций в культурологии и социальных науках.
Это еще одна форма реакции на перезревшую чувственную культуру, с проявлениями которой мы встречались и в других сферах. Обнаруженный нами факт подкрепляется другими свидетельствами этой реакции и, в свою очередь, подкрепляет их.