мере дальнейшего движения в том же направлении это чувство дискомфорта будет, вероятно, усиливаться, пока не достигнет той степени, когда обращение к абсолютной нравственной норме не станет неизбежным, а вместе с ним не наступит реакция против этих «составных частей» перезревшей этики счастья. Затем кривая этики норм снова пойдет вверх» а кривая чувственной этики еще раз опустится. Так должно быть, и так будет.
К. Факты подтверждают все основные выводы, вытекающие из таблиц 29 и 30, как относительно недостоверности любой линейной концепции в этой области, так и относительно принципа ограничений; спенсеровской формулы эволюции, ребяческого характера веры в окончательную победу одной из систем над всеми остальными и т. д.
L. Картину сравнительного могущества и баланса этих систем в количественном отношении в разные периоды и за весь рассматриваемый период в целом рисуют данные, представленные в табл. 31.
таблица 31. суммарные показатели по каждой системе
В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД
|
|
Период | Этика счастья | Этика абсолютных норм | Этика любви |
540 до н.э. — 100 н. э. 100-600 600—1500 1500—1900 | 239 28 3 799 | 305 71 1061 | 120 307 228 |
В целом: |
Таким образом, первый период был временем, когда этика счастья и этика абсолютных норм более или менее уравновешивали друг друга. Во втором и третьем периодах равновесие было полностью нарушено и почти безгранично преобладала этика норм. Четвертый период снова является периодом гораздо большего равновесия между этикой счастья, этикой норм и этикой любви. Если же взять суммарные показатели за весь период существования систем этики норм и этики любви, то получится число 2448, что больше чем вдвое превосходит суммарный показатель этики счастья. Это можно истолковать в том смысле, что социальное существование человека требует, чтобы в отношении между этикой норм и этикой счастья первая была бы гораздо сильнее второй. И скорее всего такой вывод не покажется странным никому, кто понимает, что некоторая доля жерт-