них пределов. Таковыми были, например, периоды обнищания в Спарте после Мессенской войны м и во времена Агиса IV, Клео-мена III и Набиса; в Афинах после Пелопоннесской войны31 (в периоды правления Тридцати и Десяти тиранов3Z) и некоторые другие. Легальным или революционным путем, при консервативных или революционных диктаторах государственное вмешательство доходило до беспредела и принимало форму государственного тоталитаризма.
D. Древний Рим. Такой же параллелизм обнаруживается и в истории Рима. И здесь голодные годы, например 5, 8, 18, 52 гг. н. э., сопровождались, как правило, соответствующим усилением правительственного контроля. Наряду с этими незначительными флуктуациями, периоды обнищания населения вызывали расширение государственного вмешательства, которое иногда превращалось в государственный социализм. Как известно, со второй половины II в. до н. э. до начала I в, н. э. на Рим обрушилось множество экономических кризисов. Этот же период отмечен принятием закона о снижении цен на зерно, предложенного Г. Гракхом (123 г. до н.э.)33; учреждением особого института предотвращения голода и контроля за общественным обеспечением (104 г. до н. э.); установлением норм потребления и фиксированных цен, многочисленными национализациями, конфискациями и ограничением частной экономической инициативы; значительным усилением экономических функций правительства. Еще более явно обсуждаемое нами соотношение наблюдалось в период с III в. н. э. до конца Западной Римской империи. Это было время экономического упадка Рима и вместе с тем время установления тоталитарной экономической системы в Западной Римской империи. «Империя превратилась в обширную мастерскую, где население вынуждено было работать под контролем толпы чиновников. Это была поистине государственно-социалистическая организация труда и промышленности. Почти все производство и распределение находилось в руках государства» м. Тот, кто наблюдал советскую коммунистическую систему в период с 1917 по 1922 г., не может не заметить существенного сходства между римским и советским режимами.
|
|
E. Средние века. В Средневековье то же самое соотношение повторялось множество раз. В 792-793 гг. был голод. «По этой причине Карл Великий впервые установил фиксированные цены»35. В 805 г. снова разразился голод, и был издан указ, со-
$0. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 651
гласно которому «ne foris imperium nostrum vendatur aliquid alimoniae»36; свободная торговля запрещалась, устанавливались твердые цены; ограничивалась свобода договоров, строже контролировались сельское хозяйство и т. д. Так как в Средние века голод был частым явлением, по-видимому, он и служил, наряду с таким фактором, как война, причиной сравнительно строгого государственного или церковного правительственного контроля за экономическими отношениями на всем протяжении этого периода. Однако такой контроль еще более резко усиливался в те годы, когда царил голод. В истории Англии это были 1201-1202,1315-1316,1323,1483,1512,1521,1586,1648-1649гг.и др. В истории Франции голодом отмечены 1391,1504-1505,1565, 1567, 1577, 1591, 1635, 1662, 1684, 1693, 1709 гг., если упомянуть только некоторые случаи. В эти же годы происходило усиление правительственного вмешательства в экономические отношения. Историк продуктовой торговли во Франции приходит к такому выводу: «Стоило только разразиться голоду, правительственный контроль становился строже; как только голод становился менее ощутимым, правительственный контроль тоже ослабевал» 37.
|
|
Обсуждаемое здесь соотношение еще заметнее проявилось в истории голода в России. Каждый период голода или сильного обнищания неизменно сопровождался усилением правительственного контроля
В свете выдвинутой нами гипотезы становится понятным, почему правительственный контроль, осуществляемый в виде революционной или контрреволюционной диктатуры, обычно усиливается в периоды великих революций. Такие периоды отмечены глубокой разрухой и деградацией экономической жизни. Отсюда в результате — чрезвычайное усиление правительственного контроля за всей экономической жизнью революционного общества. Иногда это приводит к установлению «коммунистического» или «государственно-социалистического строя» в революционной стране, примерами которого являются коммунистические общества таборитов (в Богемии), в Мюльхаузене, Новом Иерусалиме или Париже в 1871 г.39 В других случаях это принимает формы тоталитаризма: абсолютизма, диктатуры, фашизма, нацизма и т. п.
Наконец, поразительное подтверждение наша гипотеза находит в усилении правительственного контроля, наблюдаете-
Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений'
гося во время Первой и Второй мировых войн и в следующих за | ними периодах. Во время войны не только в воюющих, но и в нейтральных странах контроль за экономической жизнью со | стороны правительства усиливался чрезвычайно. В воюющих странах это было вызвано в первую очередь фактором войны, а во вторую — нехваткой продуктов питания и других предметов первой необходимости. В странах нейтральных причиной усиления правительственного вмешательства служила главным об- J разом нехватка продуктов и предметов первой необходимости.
Оба фактора сыграли решающую роль в современном росте | коммунистического, нацистского, милитаристского и других тоталитарных режимов во всех странах. С этой точки зрения так называемый коммунистический режим представляет собой предельное расширение правительственного контроля. Отмена | частной собственности; всеобщая национализация, начиная с земли и фабрик и кончая последней серебряной чайной ложкой; полный запрет частной торговли и индивидуальной коммерческой деятельности; регулирование всего производства, распределения и даже потребления всех продуктов, осуществляемых частными лицами; полная замена индивидуального контроля контролем правительственным — вот характерные особенности коммунистических режимов в России, Китае и других странах.
Какими причинами это было вызвано? Вступив в Первую мировую войну, Россия стала ощущать нехватку продуктов уже в 1915 г. Через некоторое время возникла тенденция к усилению правительственного контроля за экономической жизнью. Указы от 15 августа и 25 октября 1915г., дающие право правительственным чиновникам производить обыски, описывать, конфисковывать и реквизировать частные продуктовые запасы и средства первой необходимости, можно рассматривать как начало того, что позднее вылилось в «коммунизм»40. Из-за роста разрухи, вызванной войной, этот процесс тоже неизбежно усиливался. Так как революция лишь ухудшила экономическую ситуацию, правительственный контроль усиливался и при Временном правительстве, чья политика в этом отношении продолжала политику царского правительства. К моменту свержения правительства Керенского частная торговля и частная коммерческая деятельность были почти уничтожены; частное предпринимательство и сельское хозяйство были сильно ограничены, государственный контроль усилил-
|
|
30, флуктуация количественных аспектов общественных отношений 653
ся чрезвычайно. Из-за гражданской войны и роста разрухи большевики довели этот процесс до крайних пределов. В результате возник так называемый коммунистический режим, который был не чем иным, как «военным и умирающим от голода коммунизмом», как его теперь называют и сами коммунисты. Дальнейшая история этого процесса не менее поучительная.
В 1920 г. гражданская война закончилась. Таким образом, один из факторов «коммунизма» перестал действовать. К этому времени все, за исключением небольшой кучки коммунистов и мошенников, были разорены. Установилось равенство в бедности. Если выдвинутая мною гипотеза правильна, то следовало бы ожидать появления противоположной тенденции — к ослаблению правительственного контроля. Именно это и произошло. В 1921 г. большевики вынуждены были ввести новую экономическую политику и тем самым сделать шаг в направлении к так называемому капиталистическому режиму, что означало собой ослабление государственного контроля за экономической жизнью и усиление частного контроля, инициативы и автономии41. С наступлением мира и улучшением экономических условий эта тенденция сохранялась вплоть до Второй мировой войны, когда на смену пришла новая вспышка тоталитаризма.
|
|
По аналогичным причинам коммунистические и иные формы тоталитаризма усилились во всех странах.
Все вышеприведенные факты, начиная с Древнего Египта и заканчивая 1937 г., а также те, которые можно было приводить ad libitum42, если бы позволяло место, ясно свидетельствуют о логической и фактической достоверности обсуждаемой. ими гипотезы.
Если эта гипотеза правильна, то можно сделать следующие предварительные выводы.
1) Поскольку существенное усиление правительственного контроля за экономическими отношениями происходит в результате обнищания или резкого экономического контраста между богатыми и бедными классами, факт такого усиления является признаком экономической дезорганизации общества.
2) С этой точки зрения советский коммунизм и другие разновидности современного тоталитаризма есть не что иное, как форма чрезвычайного усиления правительственного контроля,