Краткое изложение основных, итогов изучения войн

населения и т. д. и т. п. Ни один из этих и иных факторов, взятый в отдельности, не может объяснить ни частоту и распределение войн в социальном пространстве, ни их усиление и ослабление во времени. При систематическом анализе «причинности войны» я начал бы свой поиск с выяснения тех условий, которые вытекают из самого определения войны как разрыва организованных взаи­моотношений между государствами. Такой разрыв или, если угод­но, нарушение существующего межгосударственного равновесия является абсолютно необходимым условием возможности любой войны. И по определению, и фактически всякая война предпола­гает и начинается в результате подобного разрыва существующе­го организованного отношения. Соответственно все «факторы», которые способствуют этому разрыву, являются факторами вой­ны, а все факторы, которые совершенствуют организованные вза­имоотношения между государствами,факторами мира, неза­висимо от того, каковы эти организованные взаимоотношения между государствами А и Всправедливые или несправедливые, честные или бесчестные и т. д.

Многочисленные попытки усмотреть причину войны в ка­ком-то единственном факторе — а таковы абсолютное боль­шинство теорий, объясняющих причину войн, — ошибочны с самого своего начала. Следовательно, дальнейший шаг в изуче­нии причин войны должен заключаться в анализе и описании нескольких главных и типичных комбинаций факторов, кото­рые чаще всего ведут к разрыву организованных взаимоотно­шений, а затем — к войне.

По этой причине я не намерен объяснять динамику войны и мира с помощью наших главных факторов: идеациональной и чувственной культуры. Какую бы большую роль ни иггзди эти переменные, но даже они, на мой взгляд, недостаточна, чтобы объяснить напрямую все существенные особенности динамики войны и мира. Что они, по-видимому, могут объяснить, так это отдельные особенности войны и некоторые особенности выше­названных кривых. Другими словами, я не пытаюсь с помощью этих «ключей» открыть все «двери» войны и мира. Но некото­рые «двери» они, по-видимому, вполне удовлетворительно мо­гут открыть. Вот главные из них.

А. Войны преимущественно идеациональной культуры (или периода), как правило, чаще принимают форму религиозных или идеациональных войн, чем войны преимущественно чувственной культуры (или периода), которые редко имеют религиозную или идеационалъную окраску, а носят в основном экономический, им-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: