населения и т. д. и т. п. Ни один из этих и иных факторов, взятый в отдельности, не может объяснить ни частоту и распределение войн в социальном пространстве, ни их усиление и ослабление во времени. При систематическом анализе «причинности войны» я начал бы свой поиск с выяснения тех условий, которые вытекают из самого определения войны как разрыва организованных взаимоотношений между государствами. Такой разрыв или, если угодно, нарушение существующего межгосударственного равновесия является абсолютно необходимым условием возможности любой войны. И по определению, и фактически всякая война предполагает и начинается в результате подобного разрыва существующего организованного отношения. Соответственно все «факторы», которые способствуют этому разрыву, являются факторами войны, а все факторы, которые совершенствуют организованные взаимоотношения между государствами, — факторами мира, независимо от того, каковы эти организованные взаимоотношения между государствами А и В — справедливые или несправедливые, честные или бесчестные и т. д.
|
|
Многочисленные попытки усмотреть причину войны в каком-то единственном факторе — а таковы абсолютное большинство теорий, объясняющих причину войн, — ошибочны с самого своего начала. Следовательно, дальнейший шаг в изучении причин войны должен заключаться в анализе и описании нескольких главных и типичных комбинаций факторов, которые чаще всего ведут к разрыву организованных взаимоотношений, а затем — к войне.
По этой причине я не намерен объяснять динамику войны и мира с помощью наших главных факторов: идеациональной и чувственной культуры. Какую бы большую роль ни иггзди эти переменные, но даже они, на мой взгляд, недостаточна, чтобы объяснить напрямую все существенные особенности динамики войны и мира. Что они, по-видимому, могут объяснить, так это отдельные особенности войны и некоторые особенности вышеназванных кривых. Другими словами, я не пытаюсь с помощью этих «ключей» открыть все «двери» войны и мира. Но некоторые «двери» они, по-видимому, вполне удовлетворительно могут открыть. Вот главные из них.
А. Войны преимущественно идеациональной культуры (или периода), как правило, чаще принимают форму религиозных или идеациональных войн, чем войны преимущественно чувственной культуры (или периода), которые редко имеют религиозную или идеационалъную окраску, а носят в основном экономический, им-