периалистический, утилитарный и иной чувственный характер. Такие войны ведутся за «место под солнцем», за «господство белого человека», сохранение высокого уровня жизни, эксплуатацию богатых природных ресурсов, которые не используются местными дикарями, за политическую независимость и т. п,
B. Возможно, сами по себе идеациональная и чувственная культуры не более воинственны или миролюбивы, чем другие. Идеациональное общество, как правило, не стремится к войне для обретения чувственных ценностей, но оно может начать войну с целью истребления неверных, еретиков или чтобы обратить в истинную веру и стать победителем ad majorem gloriam Dei17. Если чувственное общество и не заинтересовано в борьбе за такие ценности, то оно глубоко заинтересовано в приумножении своего чувственного богатства и повышении уровня жизни или же в их защите от посягательств извне, путем развязывания превентивных войн и карательных акций. Хорошо организованное и устоявшееся Идеациональное общество может быть миролюбивым или агрессивным, как и хорошо организованное чувственное общество.
|
|
C. Периоды перехода от идеационалъной фазы культуры к чувственной или от чувственной к идеационалъной являются периодами, когда заметно повышается военная активность и войны становятся более значительными. Устоявшаяся и упорядоченная культура обоих типов — идеациональная и чувственная — сравнительно миролюбивы (если нет вмешательства какого-нибудь сильного внешнего фактора), когда их система ценностей я сеть общественных отношений прочна и сильна, тогда как периоды перехода от одного типа культуры к другому должны быть, по логике вещей, периодами сравнительно больших вспышек войн.
Динамика войн по 100-летним периодам хорошо согласуется с высказанной нами гипотезой. В несколько измененном виде эта гипотеза подтверждается и динамикой внутренних беспорядков, что мы увидим в следующей главе. Поскольку наша гипотеза логически убедительна и объясняет почти все главные движения кривых войны, по-видимому, есть основания считать ее более достоверной, чем большинство других гипотез, высказанных в этой области.
Перейдем теперь к следующей части нашего исследования, в которой речь пойдет о флуктуации внутренних волнений и их ratio sive causa18.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Флуктуация
внутренних
беспорядков
в системе
межгрупповых
отнощений