5) Период с 450 г. до н. э. до начала нашей эры показывает решительное изменение по сравнению с предыдущим столетием. Процент идеационального типа значительно снизился, тогда как процент чувственного и смешанного типов увеличился. Период отмечен явным преобладанием личностей чувственного и смешанного типов, а, как мы уже знаем, культура того времени была чувственной. Соответствие опять-таки знаменательное.
6) С начала нашей эры данные отражают новый поворот: в течение первых двух веков происходят внезапные и неустойчивые всплески идеационального типа (31, 9, 26, 7, 43% по 50-летним периодам с 1 по 240 г. н. э.). Это, по-видимому, согласуется с бурным переходным характером данного периода, в течение которого происходил поворот от доминирующей чувственной культуры к наступающей идеационалъной.
7) Затем, несмотря на беспорядочные флуктуации, происходившие в течение нескольких 50-летних периодов, цифры рисуют заметную тенденцию к увеличению процентной доли идеационального типа личности — особенно после 500 г. н. э. Этот рост сохранялся в течение последующих столетий примерно до 899 г. С 900 по 1199 г. происходит упадок идеационального типа, а затем, с 1200 по 1399 гг. — снова подъем, после чего кривая стремительно идет вниз; первенство переходит к смешанному или чувственному типу. Но даже и в период упадка с 900 по 1199 г. процентная доля идеационального типа намного выше, чем в периоды господства чувственной культуры, — в такие, например, как с 950 по 801 г. до н. э., с 450 г. до н. э. до начала нашей эры и с 1700 по 1849 г. Это опять же согласуется с нашей гипотезой.
|
|
8) Период с 1250 по 1849 г. отмечен почти постоянным снижением доли идеационального типа и соответствующим ростом долей чувственного и смешанного. Период с 1750 по 1849 г. дает один из самых низких процентов для идеационального типа, что снова согласуется с нашей гипотезой. Даже такая деталь, как небольшое увеличение процента (с 12 до 19) идеационального типа в период с 1650 по 1699 г., вероятно, является не случайной. Известно, что это было время католической Контрреформации7 и сурового аскетического протестантизма, и мы уже замечали, что именно тогда во многих сферах культуры происходил внезапный прилив идеационализма.
Таким образом, есть и историческое доказательство того, что существует связь между типом господствующей культуры и господствующим типом поведения и личности. В идеациональный период распространенность идеационального поведения и лич-