Часть 8. Культура, личность и поведение. 37. Кризис нашего времени

37. Кризис нашего времени

сти потрясли весь мир. Представление было столь блистатель­ным, что миллионы наблюдателей почувствовали глубокое от­вращение к старомодной музыке капиталистической системы и помешались на коммунистическом модернизме. В самой Рос­сии миллионы слушателей и участников умерли в процессе ис­полнения. Миллионы других погрузились на самое дно челове­ческого отчаяния и, измученные и полумертвые, взмолились о конце своего безнадежного и безрадостного существования. Прочим же миллионам, угодившим в социальные отбросы, ос­талось только взывать о помощи, не находя ни сочувствия, ни поддержки. Фестиваль все еще продолжается, с помпой и со все новыми фокусами и сюрпризами. Пропитав всю землю России, обильная красная кровь потекла через ее границы на земли на­блюдателей этого «изумительного эксперимента».

Десятки других участников — Турция и Венгрия, Австрия и Германия, Болгария и Румыния, Испания и Португалия, Абис­синия и Манчжоу-Го, страны Центральной и Южной Америки, Япония и Аравия, Палестина и Египет, Сирия и Афганистан — тоже справили свои кризисные фестивали4. Некоторые, напри­мер центрально- и южноамериканские оркестры, дают представ­ления каждый вечер, другие, например Абиссиния и Манжчоу-Го, сыграли на собственных похоронах. Между тем громадная Индия тоже предприняла определенные шаги, чтобы выйти на сцену своего гала-концерта. В течение нескольких лет необъят- | ный индийский оркестр репетировал. На первой репетиции сим­фония исполнялась pianissimo5. Затем на смену пришло moderate6 ненасильственного сопротивления, все чаще и чаще прерывае­мого резким staccato7 пулеметов и барабанов, бомб и ударов полицейских дубинок. Едва ли могут быть сомнения, что скоро мы услышим fortissimo8 этого оглушительного фес­тиваля.

Если же обратить свой слух к Европе, то и без всякого корот­коволнового радиоприемника можно услышать сколько угод­но кризисных концертов. Один день сцену занимают фашисты; другой — коммунисты; потом — гитлеровцы; за ними — На­родный фронт: красные рубашки, черные рубашки, коричневые рубашки, рубашки серебряные, голубые, зеленые. В какой-то момент на первой полосе — испанский кризис; в другой — фран­цузский или австралийский. И все это — под аккомпанемент новостей о потрясениях английского фунта, американского дол­лара, французского франка или немецкой марки. Затем идут

сообщения о «сердечном сотрудничестве» и «взаимопонимании» между Китаем и Японией, о благословенном избавлении Абис­синии от самой себя, о советской демонстрации «мирной поли­тики» или же заявлении о «нерушимости договоров» со сторо­ны правительства, которое нарушило все соглашения, и о других образцах подобной «международной солидарности и доброй воли». На какое-то мгновение они делают превосходную рекла­му этому домашнему доктору-гомеопату — Лиге Наций9, — о которой в противном случае давно бы забыли, или призывают «пастырей народов» собраться еще на одной из бесконечных международных конференций, чтобы «урегулировать неотре­гулированное», — после чего, как правило, там, где была лишь одна «неотрегулированность», возникает целая дюжина новых.

До самого 1929 г. благословенная Страна Пилигримов10 не знала моды на кризисы. Мы предпочитали слушать кризисные оркестры из других стран, а у себя дома наслаждались главным образом andante cantabile u «сладостного процветания». С кон­ца 1929 г. наш вкус, кажется, изменился. Процветание, по край­ней мере на время, впало в немилость. Кризисная музыка завла­дела и нашим воображением. По любому радио мы слышим теперь почти исключительно либо «классические», либо «эст­радные» версии кризиса промышленности и сельского хозяйства, занятости и безработицы, образования и морали, сообщения о биржевых крахах и банкротствах банков; мы слышим adagio lamentosol2 промотанного богатства; marche funebre|3 и in memoriam14 угасших надежд; requiem15 по исчезнувшим удачам; allegro non troppo16 ропота недовольных; crescendo17 критики существующего порядка и время от времени scherzo18 участни­ков «голодных маршей», «сидячих забастовок» и сто/ Лновений между полицией и радикалами. С опозданием на несколько лет мы тоже приобрели вкус к новой музыке. Это лишь несколько вариаций на основную тему сегодняшней симфонии истории. А вся их совокупность — неисчислима. Не только экономичес­кая и политическая системы — кризисом охвачены все важней­шие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества. Боль­ны его плоть и дух, и едва ли найдется на его теле хоть одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань.

Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чув­ственной культурой нашего величественного вчера и грядущей идеациональной или идеалистической культурой созидаемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем на закате сияющего чув-

790 Часть 8. Культура, личность и поведение

ственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солн­ца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медлен­но угасает, и в сгущающейся тьме становится все труднее ясно различать и надежно ориентироваться в обманчивых сумерках. На нас и на будущие поколения начинает опускаться ночь этого переходного периода со своими кошмарами, пугающими теня­ми, душераздирающими ужасами. За ней, однако, занимается заря новой великой идеациональной или идеалистической куль­туры, встречать которую придется уже, вероятно, людям буду­щего.

Итак, до сих пор история развивалась по сценарию «Динами­ки». Великий кризис чувственной культуры представлен в ней во всей его суровой реальности. Буквально на наших глазах эта куль­тура кончает самоубийством. Если она не умрет при нашей жиз­ни, то все же едва ли оправится от истощения своих творческих сил и ран саморазрушения. Полумертвая-полуживая, она мо­жет растянуть свою агонию на десятилетия, но ее весна и лето все равно прошли.

В этих условиях великая задача нашего и следующих поколе­ний состоит не в безнадежном воскрешении того, чего уже нет, а в решении других проблем: во-первых, сделать этот переходный dies irae, dies iliaI9 как можно более безболезненным и, во-вторых, со­ставить конструктивные планы для будущего общества и буду­щей культуры. Любой дальновидный план будущего социокуль­турного порядка должен лежать по ту сторону «старого режима чувственной культуры» и быть устремленным навстречу новому режиму идеациональной или идеалистической культуры. Без та­кой радикальной перемены никакое подлинно конструктивное и созидательное общество в будущем невозможно.

Вот каково, на мой взгляд, наше местонахождение на дороге истории. Свидетельство всех предыдущих глав указывает имен­но в эту сторону. Мы же считаем, что наш вывод находится в непримиримом противоречии с другими существующими диаг­нозами.

Прежде всего он резко противоречит всем теориям «посте­пенного», «разумного» и «упорядоченного» прогресса. Не по­нимая, что их культ прогресса устарел, целое сонмище интеллек­туалов, гуманитариев, пацифистски и прогрессивно настроенных салонных социалистов, либеральных министров, профессоров, политиков, миллионы образованных обывателей, завсегдатаев различных клубов — все еще исповедуют эту веру. Они смотрят


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: