считается, по религиозным представлениям индийцев, священным; Дао — основное понятие даосизма, означающее и естественный путь развития вещей, и «небесную волю», и «чистое небытие»: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей» (Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972, т. 1,с. 115);Ге(яиуйа/(фр.) — «жизненный порыв»; в философии А. Бергсона — некий метафизически-космический процесс, своего рода могучий поток творческого формирования, проходящий через человека и делающий его творческим существом; по мере ослабления «жизненного порыва», жизнь распадается, превращается в материю; Ding fur undan sich (нем.) — вещь для себя и в себе, вещь сама по себе (термины философии И. Канта).
8Сагрес11ет(лйт.) —ловидень;выражениеГорация(«Оды»,1,11,8): «Пользуйся днем (настоящим), меньше всего доверяй будущему».
9 Выражение из притчи о богаче, рассказанной в Евангелии от Луки (12,19), или парафраз аналогичного библейского выражения: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (Ис. 22,13).
|
|
10 Тартюф — герой одноименной пьесы Ж.Б. Мольера, нарицательное имя ханжи и лицемера.
"Suumcuique^am.) —каждому свое.
12 Vis absoluta (лат.} — абсолютная сила.
13 Примером такой личности может служить главный герой повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». «В глубине души Иван Ильич знал, что он умирает, но он не только не привык к этому, но просто не понимал, никак не мог понять этого.
Тот пример силлогизма, которому он учился в логике Кизеветтера: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай-человек, вообще человек, и это было совершенп- Справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был cofccm, совсем особенное от всех других существо... Кай точно смертен, и ску правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, — мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком жестоко» (Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-хтт. М., 1982, т. 12, с. 86-87).
14 Атараксия (грея.) — букв.: отсутствие волнений, невозмутимость; термин философии Эпикура и скептиков, идеальное душевное состояние, которое, согласно Эпикуру, достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от общественных и государственных дел, а по учению скептиков — воздержанием от суждений (epochs).