Комментарии к с. 220-222

Виртуозов обожали. Они совершали турне по всей империи. Многие из них находились на содержании императорского двора. Им не только щедро платили, но и ставили памятники. Кифаристу Менекрату Нерон подарил дворец, а Марк Аврелий поставил почетный караул перед домом Анаксена и передал, кроме того, ему контрибуцию, полученную от четы­рех завоеванных городов. Страбон сообщает о том же Анаксене, что он был возведен в своем городе в религиозный сан и в его честь была выбита плита, надпись на которой сравнивала его с богом. Сведения о музыке в Риме можно вполне ограничить такими бытовизмами, ибо, несмотря на всю новоприобретенную к ней склонность, римляне нисколько не про­двинули дело музыки вперед» (Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977,

с. 207-208).

35 Трубадуры (фр. troubadour) — средневековые странствующие по­эты-певцы. Искусство трубадуров было распространено в ХП-ХШ вв. в Провансе и в переводе означало «слагать стихи».

Труверы (фр. trouvere; trauver —находить, придумывать) —фран­цузские средневековые странствующие поэты-певцы. Искусство труверов было близко искусству трубадуров.

Миннезингеры {нем. Minnersinger; Minne — любовь и Singer — пе­вец) — немецкие средневековые поэты-певцы. Искусство миннезингеров, прославляющее рыцарскую любовь, было распространено в Германии в

ХП-ХШвв.

36 Мотет — многоголосное вокальное произведение, возникшее во Франции в XII в., а затем распространенное в западноевропейской музыке вплоть до XVIII в.; все голоса мотета строились на разных мелодиях с разными текстами.

Мадригал (итал. madrigale, лат. matricale — песня на материнском, т. е. родном языке) — первоначально итальянская одноголосная песня на родном языке, в отличие от латинских песнопений; в эпоху Возрожде­ния многоголосное вокальное произведение светского содержания, рас­пространенное в Италии, Франции, Англии и других европейских странах.

37 Ars nova (лат.) — новое искусство. Гуманистическое; «правление во французской и итальянской музыке XIV в., теоретически обоснован­ное в 1309 г. итальянским исследователем Маркетто Падуаиским, а в 20-х гг. XIV в. французским гуманистом Филиппом де Витри в трактате «Ars nova», где он противопоставил новое искусство средневековой культовой

полифонии.

38 Псалмодии — пение псалмов в форме мелодической декламации, один из видов грегорианских песнопений.

39 Контрапункт (от лат, punctum contra punctum — точка против точ­ки) — вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправны­ми; в XX в. чаще называется полифонией.

40 История «горизонтальной нотации» (нотного письма) начинается в XI в., когда итальянский музыкальный теоретик Гвидо д'Ареццо ввел сис­тему четырех нотных линий, являвшуюся прототипом современного нот­ного стана. Подробнее см.: Нюрнберг М. Нотная графика. М., 1953.

962 Комментарии к с. 225-231

4|' Lalo С. Esquisse d'une esthetique musicale scientifique. Paris, 1908. t2 Fortissimo (шпал.) — очень громко. Музыкальный термин для обо­значения силы звука.

43 Купе (точнее: Kyrie eleison — по греч. «Господи, помилуй») и Gloria (лат. — Слава) — начальные слова и названия различных пьес мессы.

44 Воццек — главный герой одноименной оперы австрийского ком­позитора Альбана Берга (1885-1935), написанной по пьесе Г. Бюхнера. Опера была написана в 1917-1921 гг. (первая постановка в Берлине в 1925 г., затем в Ленинграде в 1927 г.); в ней частично отразились личные впечатления композитора от пребывания в армии во время Первой мировой войны. Опера проникнута глубоким состраданием к соци­ально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Подробнее см.: «Воццек» А. Берга. Сб. статей. Л., 1927; Келдыш Ю. «Воццек» и музыкальный экспрессионизм // Советская му­зыка. 1965, № 3; Кремлев Ю. Этика и эстетика музыки. Л., 1967, Вып. 5.

45 Перечислены музыкальные произведения композиторов: К. Сен-Санса (1835-1921) («Самсон и Далила», 1877); М.А. Балакирева («Исла-мей», 1869); Э. Рейс (1823-1909) («Саламбо», 1890, по одноименному ро­ману Г. Флобера; над оперой с тем же названием в 1863-1866 гг. работал М.П. Мусоргский, но не закончил); Ж.Ф. Лесюэра («Остров Калипсо»); К.М. Вебера («Оберон», 1826); Р. Штрауса («Саломея», 1905); Дж. Верди («Аида», 1871); Ж. Массне («Таио, 1894, по одноименному роману А. Фран­са), («Астарта»); М.А. Балакирева («Тамара», 1882, симфоническая по­эма на сюжет одноименного стихотворения М.Ю. Лермонтова); Дж. Мей-ербера («Африканка», 1865); Л. Делиба («Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами», 1870); Ж. Массне («Сафо», 1897); М.П. Мусоргского («Сорочинскзя ярмарка», незаконченное произведение, над которым после смерти композитора работали А.К. Лядов, Ц. А. Кюи и др.; само­стоятельный вариант завершения принадлежит В.Я. Шебалину, 1930); Дж. Верди («Отелло», 1886);Г.Берлиоза(«ВзятиеТрои», 1855); Р. Штрау­са («Ариаднана Наксосе», 1912); Ж. Массне («Вакх»).

46 Triste sentimentalite" (фр.) — грустная сентиментальность.

47* CombarieuJ. Histoire, vol. Ill, p. 452.

48* См.: Traite de sons. Paris, 1910.

49 Венецианская школа — одна из двух крупных школ полифони­ческой музыки в Италии, сформировавшаяся в XVI в. В противовес строгому прозрачно-аккордному стилю а капелла римской школы (воз­главляемой Палестриной), венецианская школа (центр ее находился в соборе Сан-Марко) создала пышный, монументально-декоративный стиль вокально-инструментального многоголосия в церковной и светс­кой музыке (с использованием двух и более хоров, усиленных органами, инструментальными ансамблями). Крупнейшие мастера венецианской школы — А. Вилларт (ее основоположник), А. Габриели, Дж. Габриели и др.

Комментарии к с. 236-240 963


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: