Комментарии к с. 212-213

16 Ср. с мнением В. Татаркевича: «Римляне не обнаруживали ни осо­бенного пристрастия, ни способностей к музыке; мелодия сама по себе, без слов и зрелищ, их не привлекала. В театрах пением (canticum) называ­лось художественное чтение и пантомима. Так обстояло дело в раннерим-ский период. Впоследствии, однако, Рим испытал на себе влияние гречес­кой и даже восточной музыки. Ливии относит вторжение восточной музыки в пределы Рима в 187 г. до н. э. Консерваторы боролись с ней, так что в 115 г. дело дошло до официального запрета всех инструментов, кро­ме латинской флейты; однако с этим запретом уже никто не считался, ибо жизнь шла своим чередом. Консерватор Цицерон усматривал связь меж­ду новыми формами музыки и падением римских нравов, а потому и осуждал распространившиеся при его жизни музыкальные изощреннос­ти» (ТатаркевичВ. Античная эстетика. М., 1977, с. 207).

Тит Ливии, на которого ссылается В. Татаркевич, в XXXIX книге своей «Истории Рима» пишет, что именно «азиатское воинство» Манлия «по­знакомило Город с чрезмерной роскошью. Тогда впервые были привезе­ны в Рим отделанные бронзой пиршественные ложа, дорогие накидки и покрывала, ковры и салфетки, столовое серебро чеканной работы, столи­ки из драгоценных пород дерева, великолепные по тем временам. Именно тогда повелось приглашать на обед арфисток и кифаристок, устраивать для пирующих и другие увеселения, да и сами обеды стали готовить с большими затратами и стараниями. Именно тогда стали платить боль­шие деньги за поваров, которые до этого считались самыми бесполезны­ми и дешевыми рабами, и поварской труд из обычной услуги возвели в настоящее искусство. Но это было только начало, лишь зародыш буду­щей порчи нравов» (Тит Ливии. История Рима от основания города. М., 1994, т. III, с. 323).

17 Ном, номос — первоначально общее обозначение культовой песни, исполняемой солистом перед жертвенником под аккомпанемент кифары (прообраз современной гитары; в древнегреческой мифологии инстру­мент Аполлона) или авлоса {музыкальный инструмент Диониса, что-то вроде свирели или гобоя).

Дифирамб — хоровая песнь, связанная с культом Диониса.

Пеан — песня еще в долитературный период, исполняется в сопро­вождении кифары чаще всего мужским, но иногда и женским хором. Название ее происходит от прозвища бога Аполлона, Пеана («помощник в беде»), которого призывали в этом пении, возглашая «иэ Пеан». Позже появились пеаны, обращенные к другим богам и даже людям.

Просодии — пение в процессе, посвященном Аполлону, позже также и в честь людей, в основном в сопровождении флейты.

Френос — погребальное пение с оплакиванием и восхвалением усоп­шего; френос исполнялся поочередно солистом и хором под аккомпане­мент авлоса.

Подробнее о жанрах «догомеровской поэзии» см.: Тахо-Годи А.А. (ред.). Античная литература. М., 1973, с. 27-33.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: