Комментарии к с. 635. шего идеологией секты ассасинов, которые обожествили своего имама

шего идеологией секты ассасинов, которые обожествили своего имама. Подробнее см.: БертельсА.Е. Насир-и-Хосровиисмаилизм. М., 1959.

Копты — египтяне, исповедующие христианство. Коптская церковь монофизитского толка имела широкое распространение в Египте с V в. до арабского завоевания (639-642 гг.). Мусульманские завоеватели различ­ными административными и экономическими мерами добивались исла-мизации местного населения: земли монастырей передавали мечетям, не­мусульман облагали более высокими налогами (земельным и др.). В связи с этим христианство удержалось лишь среди части горожан, свободных от земельных налогов. Христианство коптов приобрело некоторые черты ислама: они молятся, повернувшись к Востоку, при входе в церковь сни­мают обувь, но остаются в головном уборе и т. д. Коптская церковь име­ет свои храмы, монастыри, школы, возглавляется патриархом. У коптов особый календарь с началом летоисчисления от 29 августа 284 г. На сере­дину 1960-х гг. общая численность коптов составляла свыше 2 млн. чело-

век.

Бабекиапы — сторонники Бабека (ок. 798/800-838), вождя крупного народного восстания в Азербайджане и Западном Иране в 816-837 гг. против власти Арабского халифата; количество сторонников Бабека до­стигало 300 тыс. человек. Осенью 837 г. восстание было подавлено, а сам Бабек казнен, но движение, возглавляемое им, ослабило Халифат и уско­рило его распад. Подробнее см.: ТомараМ. Бабек. М., 1936.

Ваххабиты — последователи социально-религиозного течения в араб­ских странах, зародившегося в конце XVIII в. Свое название получили от имени Мухаммеда ибн Абд-аль Ваххаба, который выступил с пуританс­кой религиозной проповедью в Неджде (Центральная Аравия) среди бе­дуинских племен и нашел покровительство одного из их предводителей — Мухаммеда ибн Сауда. Ваххабиты требовали восстановления «чистоты» начального ислама, прежде всего — строгого единобожия. Культ Му­хаммеда и святых, паломничество к мадарам (местам захоронения свя­тых) и почитание реликвий ваххабиты отвергали как пропв *ние много­божия, они осуждали роскошь, потребление хмелъньк напитков и наркотиков, курение, музыку, пение и танцы. Ваххабиты извели воору­женную борьбу против слабеющей Османской империи, правительство которой они обвиняли в покорности европейским державам (т. е. «не­верным»). К началу XIX в. ваххабиты, образовавшие в Неджде самостоя­тельное государство, распространи ли свою власть на большую часть Ара­вии и совершали набеги на Ирак и Сирию. Ими были взяты Мекка и Медина. Завоевания и набеги ваххабитов сопровождались разрушением мадаров и других объектов поклонения, ограблением и частичным ис­треблением «многобожников». В 1818 г. юсударство ваххабитов было ликвидировано, но было восстановлено в 1901 г.; в 1924 г. ваххабиты заво­евали Западную Аравию; позже образовалось ваххабитское государство — Саудовская Аравия. Подробнее см.: Васильев А. Пуритане ислама? М., 1967.

1034 Комментарии к с. 635

9 Маздакитское движение — движение крестьян и городской бедноты в сасанидском Иране в 90-х гг. V — конце 20-х гг. VI вв. Идеологией движе­ния было учение его руководителя Маздака, который считал, что в осно­ве мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и темным, злым началом, пред­ставляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно за­вершится уже в этом мире победой добра над злом. Социально-полити­ческая программа маздакизма включала призыв к уничтожению социального неравенства (отождествлявшегося со злом) и предусматри­вала насильственное осуществление «данного богом» равенства. Мазда­китское движение было поддержано Кавадом I, стремившимся ослабить позиции крупной аристократии и жречества. Ок. 496 г. аристократия и жречество свергли Кавада I. После возвращения в 499 г. Кавада к власти сторонники маздакитского движения заняли важные административные посты; одним из первых лиц в государстве стал Маздак. Маздакиты стали захватывать имущество знати, передавали его нуждающимся. Дальней­шее развитие маздакитского движения привело к перегруппировке поли­тических сил. В 20-е гг. Кавад пошел на примирение с ослабевшей знатью, а его наследник Хосров, при негласной поддержке отца, выступил против маздакитов. К концу 20-х гг. VI в. движение маздакитов было подавлено. См.: Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993 (по указателю имен: «Кавад», «Хосров»).

10 Мюнстерская коммуна (1534-1535) —революционная власть ана­баптистов в г. Мюнстер (Германия, земля Северный Рейн — Вестфалия). Была установлена в результате вооруженной борьбы горожан Мюнстера и пришлых анабаптистов против сеньора города князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февраля 1534 г. анабаптисты получили большинство голосов в магистрате — все, кто отказался принять сторону и веру ана-баптистоз, были изгнаны из города. Власть фактически сосредоточилась в руках «глазного пророка» анабаптистов Яна Матиса, а после его гибели (5 апреля 1534г.) —Иоанна Лейденского, который в апреле-мае 1534г. распустил магистрат, заменив его советом «12 старейшин». В дальней­шем в связи с осложнением военной обстановки (город был осажден вой­сками епископа) и внутренними конфликтами была введена личная дик­татура Иоанна Лейденского, провозглашенного царем «Нового Сиона» (Мюнстера) и будущим владыкой мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд преобразований, носивших «уравнительно-коммунис­тический» характер: конфискацию церковного имущества, отмену денег, ограничение торговли и обмена (а затем и их полный запрет), введение всеобщей трудовой повинности, продовольствие и все предметы потреб­ления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам; моногамная семья была заменена полигамией. Нарушения общественного порядка, пьянство, аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. Мюнстер был объявлен коммуной «истинных христиан», избранным Богом городом,

Комментарии к с. 636-637

долженствовавшим стать оплотом грядущего всемерного «тысячелетне­го царства Христова», под которым подразумевалось наступление идеаль­ного мистического царства социального равенства. С конца 1534 г. поло­жение осажденных ухудшилось: запасы продовольствия иссякали, попытки поднять восстания в поддержку Мюнстерской коммуны в других городах Весгфалии и в Северных Нидерландах были подавлены. 25 июня 1535 г. Мюнстер был взят войсками епископа. Деятели коммуны, в том числе Иоанн Лейденский, были преданы жестоким пыткам и казнены.

Мюлъхаузен — город в Германии, в округе Эрфурт; во время Кресть­янской войны 1524-1526 гг. был центром революционного движения в Тюрингии и главным центром деятельности Томаса Мюнцера. Социаль­но-политическая программа Т. Мюнцера, близкая к анабаптистской, пре­дусматривала «общность имуществ», которую он и пытался ввести в Мюль-хаузене, поселившись здесь в конце февраля или в начале марта 1525 г. 15 мая 1525 г. отряд Мюнцера потерпел поражение в битве у Франкенха-узена от объединенных войск князей, Т. Мюнцер был взят в плен и после мучительных пыток казнен. Подробнее см.: СмиринМ.М. Народная ре­формация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М., 1955.

Источник П.А. Сорокина — работа К. Каутского «От Платона до анабаптистов» (в сборнике «Предшественники новейшего социализма»,

СПб., 1907, т. I).

11 Princeps legibus solutus est. Quod principi placuit — legis habet vigorem (лат.) — повелитель законам не подчиняется; что угодно повелителю, то

имеет силу закона.

12 Тессера (tessera) — у древних римлян название игральной кости, марки и жетона. Тессеры имели вид игральных костей с цифрами на шес­ти сторонах. Tesserae frimentariae и numeriae выдавались магистратами беднейшим гражданам для получения из казны определенного количе­ства хлеба. Были тессеры, дающие право на посещение театра, гладиатор­ские бои и т. д,

Tesserae hospitales (с отпечатком головы Юпитера Гостеприимного) служили знаком заключаемого между двумя лицами сою.'э. i отеприим-ства. Во время войны устный тессера служил паролем. П.А. Сорокин ссы­лается на работу М.И. Ростовцева «Tesserae plumbum urbis Romae et suburb!» [Римские свинцовые тессеры]. Petropol, 1903.

В статье «Война и милитаризация общества» (1922г.) П.А.Сорокин пишет: «Картина римского милитаризованного общества в III-IV вв. пос­ле Р. X. была вкратце такой. 1) Власть здесь абсолютна и неограниченна; 2) централизация доведена до максимума; 3) опека населения всесторон­няя; 4) свобода и автономия его — не имеются; 5) частная промышлен­ность и торговля почти отсутствуют: место их занято государственным "плановым" хозяйством; 6) денежная система также почти отсутствует: она заменена натуральными повинностями, натуральным вознагражде­нием — "пайками" (имелись и «карточки» [tesserae!], марки на хлеб, свинину, вино, зрелища, вплоть до марок на проституток). Паи были раз-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: