Время Алексия II (Ридигера)

На Украине начался процесс фактической легализации УГКЦ. В ответ на эти события в Москве с 12 по 17 января 1990 г. состоялась встреча между представителями МП и Ватикана[84]. Итогом встречи явились Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине. Документ гласит: «…Чрезвычайно важно избегать всяких незаконных действий, тем более тех, которые сопровождаются насилием. Такие незаконные действия, не совместимые с христианским духом, должны быть осуждены и, более того, они являются препятствием для регистрации приходов католиков восточного обряда. Вместе с тем обе стороны считают, что католические общины восточного обряда в рамках существующих законов обладают правом и возможностью быть зарегистрированными в установленном законом порядке»[85]. Была признана необходимость образования совместной комиссии с участием представителей Римско-католической Церкви, МП, а также православных и католиков с Западной Украины. Кроме того, в срочном порядке было необходимо урегулировать положение в храмах, занятых католиками восточного обряда, причем «без согласия данных общин»[86]. Встреча была конфиденциальной и не подлежала огласке.

Ценные сведения об истинном лице, РПЦ, враз лишившейся государственной опеки и оказавшейся в непростой ситуации лицом к лицу с серьезной проблемой содержатся в статье О. Васильевой[87]: «Спустя две недели, 1 февраля 1990 г., по инициативе Русской Православной Церкви состоялась встреча[88]… с А.И. Лукьяновым, занимавшим тогда пост заместителя Председателя Верховного Совета СССР. (Эти документы долгое время находились в Президентском архиве и стали известны недавно) … Архиереи выразили озабоченность происходящим на Западной Украине, подчеркнули, что ситуация осложняется, и попросили помощи в рамках Конституции Союзного государства со стороны светской власти. Разговор начался с того, что Русская Церковь помогала государству в наиболее критические повороты его истории, разговор шел о помощи Церкви в годы Великой Отечественной войны». Очевидно, архиереи имели в виду помощь РПЦ в ликвидации УГКЦ в 1946г., соответственно пришли просить адекватного шага со стороны государственной власти, рассчитывая за свою верность получить силовое вмешательство правительства. Однако режим в стране сменился, неизменным остается до сего дня парализованное церковное мышление тех лиц, которые наследуют свою узурпацию церковной власти от митрополита Сергия с 1943г.

Читаем далее: «И разрешение сегодняшней ситуации, по мнению архиереев, было возможно только объединенными усилиями власти и Церкви»[89], т.е. говоря иными словами – повторение сценария 1946г. «Стенограмма фиксирует недоумение православных иерархов: «Нас обманывают, какую роль мы играем? В «Известиях», органе Верховного Совета СССР, напечатана ужасная статья со ссылкой на наши Рекомендации. Но, во-первых, авторы искажают содержание Рекомендаций, а во-вторых, оно остается секретным до официального принятия — так у нас записано в Рекомендациях. А тут все это уже опубликовано. Идет процесс, участвует Комитет по делам религий, официально подписывают документы… Это государственная собственность, и она должна быть распределена в соответствии с законами СССР»[90].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: