[1] Русская Православная Церковь Московского Патриархата – официальное юридическое название.
[2] В этой связи, Патриаршее возглавление Католической Церкви Киевской традиции является не только явлением глубокого собственного самосознания и закономерного развития Поместной церкви, но импульсом для богословского осмысления собственной церковной жизни других Поместных Православных Церквей. В первую очередь это относится к церкви Московской Руси, как родной сестре Руси Киевской – второй половине одной и той же святой Владимировой Руси. Историческое порабощение иерархии со стороны царской, императорской и коммунистической власти до сего дня парализует церковное сознание и не позволяет постичь и воплотить в жизнь наследие единственного безупречно избранного патриарха Тихона и перспективы для развития канонического наследия определенные Собором 1917-1918гг.
[3] В 1459 в Москве состоялся Собор епископов, который объявил о разделении «Церкви Киевской и Московской».
[4] В период гонений на РПЦ после 1917г. для иерархии не стоял вопрос – Кому служить, власти или народу? Иерархия всегда служила власти, вопрос был в том, какая власть правильная – старая царская или новая большевистская, как только стало ясно, что власть коммунистов утвердилась, тут же последовало заверение Церкви о лояльности, декларация митр. Сергия (Страгородского) тому подтверждение.
|
|
[5] Евлогий /Георгиевский В.С./, (1863-1936гг.), с 1914г. архиепископ Житомирский, за труды по воссоединению греко-католиков получил Высочайшую награду – бриллиантовый крест на клобук, в 1920г. эмигрировал в Югославию, с 1921г. управлял Западно-Европейским Экзархатом Московского Патриархата с центром в Париже. В 1930г. перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, в 1945г. воссоединился с Москвой.
[6] Евлогий Георгиевский. Путь моей жизни. – М.: Московский рабочий, 1994. – с. 86.
[7] Шавельский Георгий (1871-1951гг.), протопресвитер Армии и Флота (с 1911г.), видный церковно-общественный деятель, с 1919г. возглавлял военное духовенство вооруженных сил Юга России, затем в эмиграции в Болгарии, преподавал на богословском факультете в Софии.
[8] Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 2. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. – с. 166.
[9] Там же. – С. 167.
[10] Термина «Московская Патриархия» церковь Святейшего Тихона не знала, равно, как и сам он именовался Патриархом Всероссийским, в отличие от принятого ныне «всея Руси».
[11] См.: Евлогий. Ук. Соч.
[12] Сергий (Страгородский), патриарх. Есть ли у Христа наместник в Церкви? - //ЖМП, 1944, N 2.
[13] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в 1943-1957 годах. - //Вопросы истории. – М., 1995, №8. - С. 43.
|
|
[14] Костельник Г., д-р. Мотивы воссоединения Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью». – В кн.: Деяния Собора Греко-Католической Церкви 8-10 марта 1946г. во Львове. – Львов, 1946.
[15] РПЦ была лишена возможности иметь собственные издания, только в 1943г. ей было разрешено издавать Журнал Московской Патриархии, которые до сего дня остается основным официальным органом МП, кроме того, с 1946г. начал выходить в Киеве «Православний вiсник” на укр. Для внешнепредставительских целей с 1950г. в Париже стал выходить “Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата” и с 1952г. в Берлине “Stimmer der Orthodoxie».
[16] См.: Генералиссимусу И. В. Сталину. - //ЖМП, 1946, №4. – с. 27.
[17] См.: Председателю Украинского Совнаркома Н. С. Хрущеву. - //ЖМП, 1946, №4. – с.28.
[18] См.: Святейшему Патриарху Алексию. - //ЖМП, 1946, №4. – с. 24.
[19] См.: Известительная телеграмма Вселенскому Патриарху Максимосу. - //ЖМП, 1946, №4. – с.26.
[20] См.: Решение Собора Греко-Католической церкви от 8-10 марта 1946г. - //ЖМП, 1946, №4. – с. 22.
[21] См.: Обращение Собора униатской церкви к духовенству и верующим. - //ЖМП, 1946, №4. – с. 29.
[22] См.: Отклики на воссоединение с Русской Православной Церковью. - //ЖМП, 1946, №4. – с.32.
[23] См.: Приезд в Москву церковной делегации Львовского Собора 1946г. - //ЖМП, 1946, №4. – с.34.
[24] См.: Интервью, данное корреспонденту ТАСС членами президиума Собора Греко-Католической (униатской) церкви. - //ЖМП, 1946, №4. – с. 35.
[25] Иоанн (Соколов И.А.), (1877-1968гг.) с 1901г. священник, в 1915г. овдовел, в 1928г. принял монашество, хиротонисан в епископы, последовательно был на кафедрах Брянской, Вологодской, Архангельской, в 1939г. освобожден от службы, с 1942г. в Ярославле, в 1944г. назначен в Киев.
[26] См.: Приветственная речь Экзарха всея Украины Митрополита Иоанна. - //ЖМП, 1946, №4. - С.13.
[27] Ружицкий Константин Иванович (1888-1965гг.), род. на Волыни, доктор богословия, управляющий делами Экзархата в Киеве, представлял РПЦ на Львовском соборе 1946г. Ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета МП.
[28] См.: Ружицкий К. прот. Русская Православная Церковь в ее борьбе за святое православие. -//ЖМП, 1946, №4. – с15.
[29] См.: Ружицкий К. прот. Киево-Львовские торжества Православия. -//ЖМП, 1946, №4. – с5.
[30] См.: Послание Экзарха всея Украины Митрополита Иоанна к пастырям и верующим в западных областях Украинской ССР. - //ЖМП, 1946, №1. – с. 9.
[31] См.: Хроника. - //ЖМП, 1946, № 4. – с. 14.
[32] См.: Хроника. //ЖМП, 1946, № 5. – с. 15.
[33] См.: Из жизни наших епархий. - //ЖМП, 1946, №3. – с. 44.
[34] Награждения. - //ЖМП, 1946, №5. – с. 13.
[35] Нестор, еп. Из Закарпатья. – //ЖМП, 1947, № 8. – с. 35.
[36] Там же. – С. 35.
[37] Муравьев Н. К пятисотлетнему юбилею автокефалии Святой Русской Православной Церкви (1448-1948). - //ЖМП, 1948, №4.
[38] Там же.
[39] Гермоген, еп. Папство и Православная Церковь. - //ЖМП, 1948, №4.
[40] Комар К., прот. Юбилейные торжества в честь св. преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. - //ЖМП, 1948, № 11. – с. 79.
[41] Русская Православная Церковь и Рим. - //ЖМП, 1949, № 7. - С. 48.
[42] См.: Шабатин И.Н. Из истории воссоединения белорусских униатов. - //ЖМП, 1948, № 8.
[43] См.: Лапин Г. Работа католиков и протестантов в Китае. - //ЖМП, 1949, №7.
[44] Алексий (Дехтярев) в сане архимандрита возглавлял приход РПЦ МП в Египте, в 1949г. выслан в СССР с 1950г. епископ Пряшевский, где при поддержке коммунистического правительства была восстановлена Православная Церковь из бывших униатов, с 1955г. в Вильнюсе, + 1959г.
[45] См.: Дехтярев А., архим. Именем Божиим… (О деятельности Рима в наши дни). - // ЖМП, 1950, №1.
[46] См.: Шабатин И. Ук. Соч. - //ЖМП, 1951, № 2,6,10,11.
[47] См.: Яковлев Н. Свет неугасимый. - //ЖМП, 1954, № 10. - С. 43-53.
[48] Сорок лет возрожденного патриаршества. - //ЖМП, 1957, №12. - с. 44.
[49] Иннокентий, архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Из истории Свято-Успенской Почаевской Лавры. - //ЖМП, 1959, №7. - с. 55-60.
|
|
[50] Конец Брестской унии. – ЖМП, 1961, № 1. – с. 66.
[51] Там же. – С. 68.
[52] Иосиф, еп. Борьба православия с католической унией (по историческим памятникам Станиславской епархии). - //ЖМП, 1961, №10. – с. 45-61.
[53] См.: Православная церковь в Чехословакии. – //ЖМП, 1961, №10. – с.73.
[54] Карпяк И., прот. Начало христианства в Галиции и Прикарпатье и основание Галицкой православной епархии. - //ЖМП, 1963, № 9. – с. 71-77.
[55] Шоломицкий В. К 20-летию Львовского Собора. - //ЖМП, 1966, №2. – с. 73.
[56] Там же. – С. 75.
[57] Николай, епископ Львовский и Тернопольский. Исповедник православия протопресвитер д-р Гавриил Костельник. - //ЖМП, 1966, №4. – с. 56-61.
[58] Григорий, архиепископ Мукачевский и Ужгородский. Борьба украинского народа против унии. - //ЖМП, 1968, № 11. – с 61.
[59] См.: Яблонский А. Митрополит Иосиф Семашко. - //ЖМП, 1968, № 11. – с. 61–65.
[60] 300-летие перенесения Теребовльской иконы Божией Матери. – //ЖМП, 1974, № 3. – с. 26.
[61] Из жизни епархий. - //ЖМП, 1974, №8.
[62] Бабич В., прот. Торжества на горе Почаевской. - //ЖМП, 1977, №11.
[63] Из жизни епархий. - //ЖМП, 1977, №11.
[64] Из жизни епархий. - //ЖМП, 1979, №4.
[65] К 35-ю воссоединения Греко-Католической Церкви Галичины с РПЦ. - //ЖМП, 1981, №4. - С. 67.
[66] Там же.
[67] Там же. - С. 74-75.
[68] См.: ЖМП, 1981, №4.
[69] Празднование 35-я Львовского Собора 1946г. по воссоединению ГКЦ с РПЦ. - //ЖМП, 1981, №9. – с. 22.
[70] Краткая информация о праздновании, а также текст Обращения к патр. Пимену, см.: ЖМП, 1981, №8.
[71] Филарет (Денисенко), с 1962г. еп. Лужский, викарий Ленинградской епархии, викарий Среднеевропейского экзархата, еп. Венский, с 1964г. еп. Дмитровский, викарий Московской еп., с 1966г. архиеп. Киевский и Галицкий экзарх Украины, с 1968г. митрополит, в 1991г. лишен сана в РПЦ МП, с 1997г. отлучен от церкви РПЦ МП, ныне патриарх Киевский и всея Руси-Украины.
[72] Макарий (Свистун) с 1970г. еп. Уманский, викарий Киевской епархии, с 1974г. управляющий приходами РПЦ в Канаде и США, с 1979г. архиепископ, с 1982г. на Ивано-Франковской кафедре, с 26.06.1985г. архиеп. Аргентинский, экзарх Центральной и Южной Америки, с 4.10.1985г. вновь в Ивано-Франковске, с 20.03.1990г. на покое, с 20.07.1990г. вновь в США и Канаде с титулом викарного архиеп. Клинского, с 1992г. освобожден, с 1994г. на Винницкой кафедре.
|
|
[73] Агафангел (Саввин) с 1975г. еп. Винницкий, с 1981г. архиеп., с 1989г. митрополит, соучаствовал в репрессивных действиях властей против правозащитника И. Терели, с 1991г. на покое, с 1992г. на Одесский кафедре.
[74] Иаков (Панчук) наместник Почаевской Лавры, с 1990г. еп. Почаевский, викарий Тернопольской епархии, в 1992г. лишен сана в РПЦ.МП.
[75] Празднование 35-летия Львовского Собора. Ук. Соч. – с. 22.
[76] Там же.
[77] Там же.
[78] Карпяк И., прот. Богословские труды протопресвитера д-ра Г. Костельника. – //ЖМП, 1981, № 10. – с. 76.
[79] Там же.
[80] Елевферий (Воронцов) с 1943г. еп. Ростовский, с 1946г. архиеп. Пражский, экзарх МП, с 1948г. в сане митрополита, с 1955г. на Ленинградской кафедре, + 1959г.
[81] Фейсак И. Православная Церковь в Чехословакии. - //ЖМП, 1981, № 12. – с. 48-53.
[82] См.: Цыпин В., прот. История РПЦ 1917-1990: учебник для православных духовных семинарий. – МП Издательский дом «Хроника», 1994. – с. 204.
[83] Там же.
[84] От РПЦ – это были: митрополиты Филарет, экзарх Украины, Ювеналий Крутицкий; архиеп. Кирилл председатель ОВЦС, Ириней Львовский и секретарь - игумен Нестор. От РКЦ: кардинал Иоанн Виллебрандс, архиеп. Эдуард Кассиди, Мирослав Марусин, епископ Пьер Дюпре, монсиньор Сальваторе Скрибано - секретарь делегации.
[85] Цит. По: Васильева О. Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века. - //Исторический вестник. – М., 2000, №9-10.
[86] Там же.
[87] Васильева Ольга Юрьевна, профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ, руководитель Центра истории религии и церкви института российской истории РАН.
[88] Участники встречи со стороны РПЦ митрополиты Киевский Филарет, Минский Филарет, Крутицкий Ювеналий, Ростовский Владимир, архиепископы Смоленский Кирилл, Ивано-Франковский Макарий, Львовский Ириней, Тернопольский Лазарь.
[89] Васильева О. Ук. Соч.
[90] Там же.
[91] Цыпин Владислав протоиерей, доцент МДА, и.о. ответственного секретаря Учебного комитета при Св. Синоде РПЦ, член синодальных комиссий по канонизации святых и богословской, ведущий специалист в области истории РПЦ и канонического права.
[92] См.: Цыпин В., прот. Православная Церковь в Польше между первой и второй мировой войной - https://www.pstbi.ru/institut/book/1997/petr.htm
[93] Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917-1997). – М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – с. 342-347.
[94] См.: Цыпин В., прот. Церковное право. – М., 1996.
[95] Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917-1997). – С. 347.
[96] Там же.
[97] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: 1917-1990: учебник…
[98] Там же. – С. 143-144.
[99] Там же. – С. 144.
[100] Там же. – С. 143-145.
[101] Петрушко В., кандидат богословия, преподаватель истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского богословского института в Москве.