Прежде чем определить эволюцию в определении предметной области учебной дисциплины, рассмотрим этапы формирования научно-практической проблемы исследования рисков, становления методов и исследовательского аппарата изучения вопросов, связанных с непредсказуемостью событий будущих периодов. Признано многими исследователями[2], что первое серьезное изучение риска в европейской цивилизационной культуре на уровне постановки проблемы анализа неопределенности будущих событий, началось во времена раннего Ренессанса, когда люди начали освобождаться от многих мировоззренческих запретов и подвергли сомнению многовековые застывшие верования глухого средневековья об однозначной определенности и жесткой детерминированности человеческого бытия. Это было время, когда основные географические открытия уже были совершены, что позволило расширить базу естественных ресурсов, которые стали эксплуатироваться все более интенсивно. Это время религиозных смут, разрушения феодального уклада и зарождения капитализма и решительного поворота к научно-техническому постижению мира и устремленности в будущее. Эпоха европейского Ренессанса характеризуется процессами нарастания информационно-культурной интеграции на основе объединяющей религии, активного научного и практического освоения историко-культурных практик осваиваемых ближневосточных, дальневосточных и азиатских стран.
|
|
Некоторые исторические события этого времени, в какой-то мере связанных с изучением проблем непредсказуемости событий в будущем, напомнил П. Бернстайн в своей работе «Против богов или укрощение риска». В 1654 году, когда Ренессанс активно набирал силу, шевалье де Мере, французский аристократ, увлекавшийся играми и математикой, предложил знаменитому французскому математику Блезу Паскалю решить головоломную задачу, предложенную еще раньше просвещенным монахом-францисканцем Лукой Пациолли [3] . Он поставил вопрос, как разделить между двумя игроками банк в неоконченной азартной игре, если один из игроков в этот момент выигрывает. (Математикам были известны математические работы этого монаха, знаменитого также тем, что привлек внимание тогдашних предпринимателей к двойной записи в бухгалтерии и обучил таблице умножения Леонардо да Винчи). Паскаль обратился за помощью к Пьеру де Ферма, адвокату и блестящему математику. Результат их сотрудничества привел к разработке математического аппарата теории вероятностей, ставшей математической предтечей разрешения неопределенности в теории риска. Проблема, поставленная Л. Пациолли как игровая, тем не менее, выявила проблему более глубокую, выбора решения в условиях неопределенности событий (ведь игра не закончена, и победить мог каждый из игроков).
|
|
Полученное решение головоломки означало, что человек впервые смог в ситуации с неоднозначно определенным исходом воспользоваться методами выбора решения и оценки будущее с помощью чисел. В Средневековье и Древнем мире, так же как в более ранних общественных формациях, до разработки аппарата теории вероятности люди, сталкиваясь с проблемой выбора, принимали интуитивные решения без четкого понимания вероятностной природы риска, или сути принятия решения в условиях неопределенности.
Можно ли сказать, что в этот момент прошла граница между этапом ненаучного и этапом становления научного («современного») изучения неопределенности будущего и риска в истории европейского цивилизационного развития. Пока, видимо, на тот исторический момент рано говорить о начале формирования научной методологии изучения, несмотря на всю интеллектуальную важность постановки проблемы изучения событий с неопределенным исходом, артикуляции понятия оценки неопределенности будущего события (на этом этапе слово риск не употреблялось) и найденного выдающимися математиками решения при неоднозначности исхода событий.
Нельзя вычислить будущее, потому что оно неизвестно, но математики предложили модели расчета исходя из понимания того, что произошло в прошлом. Вопрос по существу заключается в том, насколько прошлое определяет будущее. Так до какой степени можно надеяться, что ход событий в будущем будет соответствовать тому, что было в прошлом? Что важнее в ситуациях риска — факты, как мы их видим, или наше экспертное (и субъективное) представление о том, что скрывается за туманом времени прошлого и будущего?
Можно построить математическую модель, которая теоретически объяснит все трудности. Но иногда в повседневной жизни с постоянным потоком проб и ошибок неоднозначность фактов и напор событий может перечеркнуть построенную расчетную модель в считанные минуты.
Со временем противопоставление квантификации, основанной на наблюдениях за прошедшими событиями, качественной экспертной (пусть и субъективной) оценке будущего приобрело большую остроту. Нобелевский лауреат Кеннет Эрроу (Arrow) предостерегал: «Наши знания о ходе дел в обществе и в природе тонут в тумане неопределенности. Вера в определенность... бывала причиной многих бед. Освобождаясь от прошлого, мы можем стать рабами новой религии, убеждений столь же неправомерных, ограниченных и произвольных, как и старые предрассудки». Об этом следует помнить особенно в период реформ, трансформаций и других серьезных преобразований, когда наступает, так называемая, ассиметрия взаимосвязи прошлых и будущих событий[4].
После того, как было выявлено постановочно проблемно-смысловое поле, а именно - поиск, обоснование и реализация решения в условиях будущих неопределенных исходов событий, - рассмотрим эволюцию моделей анализа риска, которые в те далекие времена в различных случаях трактовалось по-разному, и порой противоречиво (см. табл. 1.1).
Примеры, представленные в табл. 1.1 показывают, как расширяется и наполняется смыслом понимание вероятности будущего события, его отражение в проблемном поле и характер распределения множественного проявления в случае повторяющихся событий в будущем.
Табл. 1.1.