При использовании системного подхода к исследованию СУ предприятиям с учетом его внутренней и внешней (оперативного и общего окружения) сред может широко применяться популярный и в определенной мере универсальный метод SWOT - анализа: S - strength (сила), W - weakness (слабость), О - opportunity (возможность), Т - threat (угроза), или метод ССВУ - анализа. По существу, это оперативный диагностический метод анализа стратегического положения предприятия на основе оценки его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ему. Условно данный метод можно отнести к разновидности экспертного.
В общем виде сущность этого метода можно отразить матрицей (табл. 5.1.). Табл.5.1.
Внутренняя среда предприятия | Внешняя среда предприятия | |
Возможности В (O) | Угрозы У (T) | |
Сила С (S) | Поле СВ (SO) | Поле СУ (ST) |
Слабость Сл (W) | Поле СлВ (WO) | Поле СлУ (WT) |
Указанные состояния в квадрантах матрицы образуют четыре группы ситуаций, охарактеризованных далее.
1. СВ (сила - возможности), где приводятся пути развития предприятия, обеспеченные сильными сторонами потенциала предприятия и возможностями внешней среды. Это самый благоприятный для предприятия квадрант.
2. СлВ (слабость - возможности), где указываются возможные решения о целесообразности использования указанных возможностей при наличии у предприятия слабых сторон или даются предложения развития потенциала организации в этих условиях.
3. СУ (сила - угрозы), где на основе имеющихся сильных сторон в условиях угроз со стороны внешней среды указываются возможные меры по нейтрализации имеющихся угроз.
4. СлУ (слабость - угрозы), где при самом наихудшем сочетании факторов (чему должно быть уделено самое серьезное внимание) следует определиться с направлениями устранения слабостей потенциала предприятия и снижения угроз со стороны внешней среды.
Сформированная матрица отражает реальное положение дел и состояния предприятия в условиях внутренней и внешней сред.
В конечном итоге набор выявленных факторов (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), установленных на основе мнений экспертов, специалистов-аналитиков и менеджеров, позволяет получить новые знания о предприятии и СУ, выработать направления улучшения деятельности в области управления и производства. Метод SWOT -анализа предполагает следующую последовательность действий:
1) установление цели анализа и использования метода;
2) составление матрицы и ее формирование на основе анализа
внутренней и внешних сред предприятия (заполнение), т.е. определение внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды;
3) оценка значимости для предприятия каждого из факторов, приведенных в матрице, и отбор наиболее приоритетных и значимых;
4) проведение всестороннего сравнительного анализа отобранных факторов, результатом которого должна стать выработка направлений использования сильных сторон и возможностей, устранения слабых сторон и нейтрализации угроз.