Метод SWOT-анализа. При использовании системного подхода к исследованию СУ предприятиям с учетом его внутренней и внешней (оперативного и общего окружения) сред может широко

При использовании системного подхода к исследованию СУ предприятиям с учетом его внутренней и внешней (оперативного и общего окружения) сред может широко применяться популярный и в определенной мере универсальный метод SWOT - анализа: S - strength (сила), W - weakness (слабость), О - opportunity (возмож­ность), Т - threat (угроза), или метод ССВУ - анализа. По существу, это оперативный диагностический метод анализа стратегического положения предприятия на основе оценки его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ему. Условно данный метод можно отнести к разновидности экспертного.

В общем виде сущность этого метода можно отразить матрицей (табл. 5.1.). Табл.5.1.

Внутренняя среда предприятия Внешняя среда предприятия
Возможности В (O) Угрозы У (T)
Сила С (S) Поле СВ (SO) Поле СУ (ST)
Слабость Сл (W) Поле СлВ (WO) Поле СлУ (WT)

Указанные состояния в квадрантах матрицы образуют четыре группы ситуаций, охарактеризованных далее.

1. СВ (сила - возможности), где приводятся пути развития предприятия, обеспеченные сильными сторонами потенциала пред­приятия и возможностями внешней среды. Это самый благоприят­ный для предприятия квадрант.

2. СлВ (слабость - возможности), где указываются возможные решения о целесообразности использования указанных возможно­стей при наличии у предприятия слабых сторон или даются пред­ложения развития потенциала организации в этих условиях.

3. СУ (сила - угрозы), где на основе имеющихся сильных сто­рон в условиях угроз со стороны внешней среды указываются воз­можные меры по нейтрализации имеющихся угроз.

4. СлУ (слабость - угрозы), где при самом наихудшем сочета­нии факторов (чему должно быть уделено самое серьезное внимание) следует определиться с направлениями устранения слабостей потен­циала предприятия и снижения угроз со стороны внешней среды.

Сформированная матрица отражает реальное положение дел и состояния предприятия в условиях внутренней и внешней сред.

В конечном итоге набор выявленных факторов (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), установленных на основе мнений экспертов, специалистов-аналитиков и менеджеров, позволяет получить новые знания о предприятии и СУ, выработать направления улучшения деятельности в области управления и производства. Метод SWOT -анализа предполагает следующую последователь­ность действий:

1) установление цели анализа и использования метода;

2) составление матрицы и ее формирование на основе анализа
внутренней и внешних сред предприятия (заполнение), т.е. опреде­ление внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды;

3) оценка значимости для предприятия каждого из факторов, приведенных в матрице, и отбор наиболее приоритетных и значимых;

4) проведение всестороннего сравнительного анализа отобран­ных факторов, результатом которого должна стать выработка на­правлений использования сильных сторон и возможностей, устра­нения слабых сторон и нейтрализации угроз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: