В следующем месяце исполнится двадцать лет со дня начала самого важного события конца ХХ века. 11 марта 1985 года лидером Советского Союза стал Михаил Горбачев, и уже через несколько недель в стране начала разворачиваться полномасштабная реформация, затронувшая как внутреннюю жизнь СССР, так и его пребывавшие в состоянии "холодной войны" отношения с Западом, особенно с Соединенными Штатами. Перестройка, как Горбачев назвал свои реформы, официально закончилась вместе с концом Советского Союза и правления Горбачева в декабре 1991 года. С тех пор предоставленные ею России и миру исторические возможности для созидания лучшего будущего постепенно и неуклонно сводились на «нет».
Для Горбачева и его сторонников смысл перестройки состоял, прежде всего, в создании реально действующих альтернатив тем формам внутренней и внешней политики, которые оказались неэффективными и опасными. Во внутренней политике это означало ликвидацию репрессивной политической монополии КПСС и замену ее многопартийной политикой, основанной на гласности (отмене цензуры) и демократических выборах, а также замену разрушительной государственно-экономической монополии рыночными отношениями, основанными на различных формах собственности, включая частную. Обе эти реформы, направленные на преодоление царских и советских авторитарных традиций, успешно осуществлялись в годы перестройки, в результате чего уже к концу 1980-х годов Советский Союз перестал быть коммунистической, или, как его часто называли, "тоталитарной" системой.
|
|
Для советско-американских отношений реформы Горбачева означали конец сорокалетней "холодной войны" и связанной с нею гонки вооружений, представлявшей смертельную угрозу для обеих стран и всего окружающего мира. И здесь инициативы советского лидера, нашедшие понимание и поддержку американской стороны в лице сначала президента Рональда Рейгана, а затем президента Джорджа Буша-старшего, тоже оказались весьма успешными и принесли свои плоды задолго до ухода Горбачева с исторической сцены. Уже летом 1988 году Рейган, стоя на Красной площади, провозгласил, что Советский Союз больше не является "империей зла", а в декабре 1989 года, в ходе саммита на Мальте, Буш и Горбачев объявили, что "холодная война" окончена. Был подписан ряд договоров о сокращении главных видов вооружений и велись переговоры о дальнейших, еще более существенных шагах в этом направлении.
Таким образом, и внутри, и внешнеполитические реформы Горбачева принесли исторически значимые плоды, когда Советский Союз еще существовал. Следовательно, не было причин, по которым они должны были непременно закончиться с концом Советского Союза. Но они закончились. Преемник Горбачева в России Борис Ельцин решительно отверг эволюционный подход своего предшественника ради старой российской традиции навязывания нации непопулярных реформ сверху – сначала отмена собственно Советского Союза, затем комплекс экономических мер, известных под названием "шоковая терапия". Неудивительно, что за этими недемократическими актами в конце 1990-х годов последовали другие, еще более недемократические, которые, следует напомнить, были с восторгом поддержаны администрацией Клинтона, большинством американских СМИ и специалистов по России – вооруженный роспуск законно избранного парламента, олигархическая приватизация, война в Чечне, растущая коррумпированность СМИ, управляемые выборы. Возможно, нынешний российский президент Владимир Путин еще дальше отошел от достижений горбачевской демократизации, но начало этому процессу было положено тогда, когда Ельцин отменил перестройку.
|
|
Заложенные Горбачевым возможности для эффективного развития международных отношений также оказались не востребованы и даже забыты: на сей раз, в первую очередь, по вине Соединенных Штатов. Вместо того, чтобы принять и приветствовать постсоветскую Россию как равного партнера в процессе окончания "холодной войны" и гонки вооружений, администрации и Клинтона, и второго Буша предпочли вести политику "победителей, которые получают все", и добиваться односторонних уступок сначала от Ельцина, а затем и от Путина. В число этих уступок входили и расширение НАТО на восток (нарушавшее обещание, данное Горбачеву первым Бушем), и отмена предотвратившего новую гонку вооружений договора об антибаллистических ракетах, и фальшивый московский договор о сокращении ядерных вооружений 2003 года, и процесс окружения России военными базами США и НАТО, создаваемыми на территории бывших советских республик.
Эти крайне неразумные шаги американской администрации, закономерно воспринимаемые в Москве как очередная попытка изоляции и "сдерживания" России, ведут к новой "холодной войне". Они уже серьезно подточили политический фундамент какой бы то ни было проамериканской ориентации в Москве и склонили большинство российских официальных лиц к мысли о том, что спасение России заключается в возврате к доперестроечным традициям управления страной и поиску стратегических союзников на Востоке. Другой реакцией слабого в военном отношении и лишенного финансовой устойчивости Кремля является упование на свой едва ли надежный ядерный арсенал и даже стремление, вместо сокращения, к его увеличению. Тот же курс, правда, по другим причинам, взяла, судя по всему, и нынешняя администрация Буша. А раз так, то новая гонка ядерных вооружений не за горами.
Таким образом, двадцать лет спустя от исторических возможностей, открытых Горбачевым перед своей страной и миром в целом, мало что осталось (если вообще осталось хоть что-нибудь). Эта утрата является самой большой и самой ненужной политической трагедией нашего времени. (Те из нас, кто знаком с Горбачевым, не раз слышали, что он говорит об этом с огромной горечью.) Остается, однако, надежда, по крайней мере, в России, что в один прекрасный день, как это иногда случается в истории, память об утраченных альтернативах породит стремление вернуться к ним вновь. Но для этого обеим странам понадобится другое руководство – перестроечного типа.