Межличностная коммуникация
Для межличностной коммуникации характерны следующие свойства:
1. Более или менее равноправные отношения между участниками (любящая пара, семья, компания).
2. Ограничение числа общающихся как во времени, так и в пространстве: группа в 7—8 человек может организовать «междусобойчик», но если людей больше, то эта масса скорее всего разобьется на атомарные подгруппы.
3. Наличие сильной эмоциональной составляющей процесса общения. Важность обмена эмоциями настолько велика, что иногда он происходит в ущерб семантике.
4. Согласование, притирка, проверка на адекватность эмоций, ценностей. Фраза «Ты меня уважаешь?» при всей своей анекдотичности служит своеобразным тестом на доверительность отношений.
5. Значимость личностных характеристик (воли, темперамента, авторитета) и фигуры лидера в процессе согласования эмоций, мнений, оценок; рождение репутации («душа общества», «свой парень», «лидер мнений»).
6. Доверительность отношений и совпадение эмоциональных и ценностных стандартов (поэтому межличностная коммуникация является питательной средой для распространения слухов и сплетен: информация не проверяется, ей безоговорочно доверяют).
|
|
В качестве интересного исторического примера пограничных форм межличностной и специальной коммуникаций можно назвать салоны - форму общественной жизни элит на всем европейском пространстве. «Пропуск» в салон означал многое: «чужак» становился «своим», его пускали в свой круг. При этом салонное общение было полифункциональным: беседы здесь заменяли самые свежие газеты и, наоборот, содержание этих бесед оказывалось вполне годным для газет (такие примеры есть у О. де Бальзака).