7. Политическая коммуникация и СМК. СМИ как «четвертая власть». Понятие и развитие политических партий и движений. Тактики социального развития политических партий и движений. Политическая деятельность как текст (программы, новости, реклама и другие печатные документы).
Личностный характер политической деятельности. Политическая реклама: время, объем внимания прессы, позиционирование. Рейтинг политических партий и лидеров. Понятие политических партий и движений в социологии; отличие партий от движений.
8. СМК в социальном пространстве различных социальных субъектов. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Формы регуляции отношений с различными социальными субъектами: законодательство, неформальные кодексы этики, профессиональные кодексы, влияние форм собственности на деятельность информационных органов.
Законодательная гарантия плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала. Пресса и пиар -структуры бизнеса. Интересы предпринимательства в деятельности СМК. Медиаметрический анализ.
|
|
9. Социологические методы изучения аудитории МК в глобальных коммуникативных процессах. Коммуникатор и социологические способы его изучения; содержание информации и методы анализа (количественные и качественные методы). Контент-анализ. Исследование целевой аудитории СМК: соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов (фокус-группы), электронные способы измерения аудитории; исследование функций СМК. Опрос и аудиторное поведение. Подготовка опросного листа и проведение социологического опроса.
Эмпирический и теоретический анализ. Наблюдение. Цели коммуникатора и цели аудитории, способы измерения эффектов и эффективности коммуникации. Потребление информации аудиторией: факторы восприятия информации и барьеры. Опросы общественного мнения. Факторы воздействия на электорат.
10. Общественное мнение и СМИ: роль в установлении связей с общественностью. Общественное мнение как институт МК. Роль демократии в механизме функционирования СМК; взаимодействие в межличностной и массовой коммуникации. Формирование общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст.
Профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения. Функции общественного мнения. Формы установления связей с общественностью.
Приложение 2
Тематика и планы лекций
II курс
Тема 1. Возникновение массовой коммуникации в обществе: /. Коммуникация в обществе и жизни биологических организмов.
|
|
2. Объект и предмет социологии массовой коммуникации.
3. Субъекты массово-коммуникативной деятельности.
Тема 2. Генезис и усложнение средств коммуникации: /. Генезис и усложнение СМК.
2. Печать в системе СМК.
3. Радио в системе СМК.
4. Телевидение в системе СМК.
Тема 3. Эволюция МК:
1. Эволюционизм и социальный генезис МК.
2. Параллельное развитие средств коммуникации и целевой аудитории. Социологическая интерпретация.
3. Отображение массовой коммуникации в различных социологических теориях.
4. Каналы информации.
Тема 4. Информационная модернизация и средства МК:
1. Коммуникация в условиях информационной модернизации.
2. МК как модернизация общества.
3. Точность и полнота информации в СМК.
Тема 5. Информационная революция:
1. Теория информационного общества.
2. Происхождение информации и технологии СМК.
3. Развитие социологии МК в отечественных исследованиях как отражение информационной революции.
Тема 6. Аудитория МК: социальные интересы:
1. Участие населения в политике с помощью СМК.
2. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией.
3. Массовая аудитория — элемент МК.
4. Массовая коммуникация в сфере связей с общественностью.
Тема 7. Теоретические и практические модели и типы МК:
1. Теоретические и практические модели коммуникации.
2. Типы коммуникации.
3. СМК в социологических теориях.
4. Специализация МК.
Тема 8. Пресса и модернизация общества:
1. Роль прессы в модернизации общества.
2. Коммуникативный процесс.
3. Современный потребитель СМК.
4. Коммуникативная личность.
Тема 9. СМК и власть:
1. Коммуникативные отношения общества и власти.
2. Теоретические подходы к проблеме свободы и контроля.
3. Интересы аудитории как фактор деятельности СМК.
4. Проблема свободы и контроля в СМИ. Защита свободы выражений и убеждений.
Тема 10. Информационные технологии СМК:
1. Информационный продукт и потребитель. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы.
2. Человек как объект СМК.
3. Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации.
Тема 11. Социологические представления об СМК:
1. Коммуникация в классических социологических теориях.
2. Коммуникация в массовом обществе и массовая культура.
3. Отечественные социологические исследования массовых коммуникаций.
Тема 12. Классификация функций СМК:
1. Функции СМК.
2. Классификация функций (Б. Грушин).
3. Изучение эффективности воздействия СМК на целевую аудиторию.
Тема 13. СМК и аудитория:
1. Взаимодействие и воздействие на аудиторию методами PR.
2. Техника публичного выступления.
3. Эффективность взаимодействия СМК с аудиторией: принципы и формы эффективного взаимоотношения прессы и PR-структур.
Тема 14. Деятельность СМК в реализации интересов социальных групп:
1. Интересы социальных групп как аудитории СМК.
2. Реализация потребностей социальных групп с помощью СМИ.
3. Изучение эффективности воздействия СМК на аудиторию.
Тема 15. История коммуникации:
1. Эволюция теорий коммуникации.
2. Двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда.
Тема 16. Модели МК:
1. Характеристика основных моделей МК.
2. Уровни коммуникации.
3. Критерии и классификация уровней коммуникации.
Тема 17. Государство и СМК:
1. Отражение трансформации общества в деятельности СМК.
2. Модернизация отечественных СМК.
3. Взаимоотношения государственных структур и СМК.
Тема 18. Отечественная социология СМК:
1. Основные проблемы отечественных СМК.
2. Методы исследования СМК.
3. Выборочный метод - основа методологии социологических и маркетинговых исследований.