Ill курс

7. Политическая коммуникация и СМК. СМИ как «четвертая власть». Понятие и развитие политических партий и движений. Тактики социаль­ного развития политических партий и движений. Политическая деятель­ность как текст (программы, новости, реклама и другие печатные доку­менты).

Личностный характер политической деятельности. Политическая реклама: время, объем внимания прессы, позиционирование. Рейтинг политических партий и лидеров. Понятие политических партий и движе­ний в социологии; отличие партий от движений.

8. СМК в социальном пространстве различных социальных субъектов. Дея­тельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Формы регуляции отношений с различными социальными субъектами: законодательство, неформальные кодексы этики, профессиональные ко­дексы, влияние форм собственности на деятельность информационных органов.

Законодательная гарантия плюрализма мнений, проблема финансо­вой свободы и зависимости информационного канала. Пресса и пиар -структуры бизнеса. Интересы предпринимательства в деятельности СМК. Медиаметрический анализ.

9. Социологические методы изучения аудитории МК в глобальных коммуни­кативных процессах. Коммуникатор и социологические способы его изуче­ния; содержание информации и методы анализа (количественные и каче­ственные методы). Контент-анализ. Исследование целевой аудитории СМК: соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов (фокус-группы), электронные способы измерения аудитории; исследо­вание функций СМК. Опрос и аудиторное поведение. Подготовка опрос­ного листа и проведение социологического опроса.

Эмпирический и теоретический анализ. Наблюдение. Цели комму­никатора и цели аудитории, способы измерения эффектов и эффектив­ности коммуникации. Потребление информации аудиторией: факторы восприятия информации и барьеры. Опросы общественного мнения. Факторы воздействия на электорат.

10. Общественное мнение и СМИ: роль в установлении связей с обществен­ностью. Общественное мнение как институт МК. Роль демократии в меха­низме функционирования СМК; взаимодействие в межличностной и массовой коммуникации. Формирование общественного мнения; опро­сы общественного мнения в прессе как текст.

Профессиональные требования к публикации опросов; влияние рей­тингов общественного мнения на процесс принятия решения. Функции общественного мнения. Формы установления связей с обществен­ностью.

Приложение 2

Тематика и планы лекций

II курс

Тема 1. Возникновение массовой коммуникации в обществе: /. Коммуникация в обществе и жизни биологических организмов.

2. Объект и предмет социологии массовой коммуникации.

3. Субъекты массово-коммуникативной деятельности.

Тема 2. Генезис и усложнение средств коммуникации: /. Генезис и усложнение СМК.

2. Печать в системе СМК.

3. Радио в системе СМК.

4. Телевидение в системе СМК.

Тема 3. Эволюция МК:

1. Эволюционизм и социальный генезис МК.

2. Параллельное развитие средств коммуникации и целевой аудито­рии. Социологическая интерпретация.

3. Отображение массовой коммуникации в различных социологиче­ских теориях.

4. Каналы информации.

Тема 4. Информационная модернизация и средства МК:

1. Коммуникация в условиях информационной модернизации.

2. МК как модернизация общества.

3. Точность и полнота информации в СМК.

Тема 5. Информационная революция:

1. Теория информационного общества.

2. Происхождение информации и технологии СМК.

3. Развитие социологии МК в отечественных исследованиях как отра­жение информационной революции.

Тема 6. Аудитория МК: социальные интересы:

1. Участие населения в политике с помощью СМК.

2. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией.

3. Массовая аудитория — элемент МК.

4. Массовая коммуникация в сфере связей с общественностью.

Тема 7. Теоретические и практические модели и типы МК:

1. Теоретические и практические модели коммуникации.

2. Типы коммуникации.

3. СМК в социологических теориях.

4. Специализация МК.

Тема 8. Пресса и модернизация общества:

1. Роль прессы в модернизации общества.

2. Коммуникативный процесс.

3. Современный потребитель СМК.

4. Коммуникативная личность.

Тема 9. СМК и власть:

1. Коммуникативные отношения общества и власти.

2. Теоретические подходы к проблеме свободы и контроля.

3. Интересы аудитории как фактор деятельности СМК.

4. Проблема свободы и контроля в СМИ. Защита свободы выражений и убеждений.

Тема 10. Информационные технологии СМК:

1. Информационный продукт и потребитель. Прохождение инфор­мации по элементам коммуникативной системы.

2. Человек как объект СМК.

3. Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации.

Тема 11. Социологические представления об СМК:

1. Коммуникация в классических социологических теориях.

2. Коммуникация в массовом обществе и массовая культура.

3. Отечественные социологические исследования массовых комму­никаций.

Тема 12. Классификация функций СМК:

1. Функции СМК.

2. Классификация функций (Б. Грушин).

3. Изучение эффективности воздействия СМК на целевую аудито­рию.

Тема 13. СМК и аудитория:

1. Взаимодействие и воздействие на аудиторию методами PR.

2. Техника публичного выступления.

3. Эффективность взаимодействия СМК с аудиторией: принципы и формы эффективного взаимоотношения прессы и PR-структур.

Тема 14. Деятельность СМК в реализации интересов социальных групп:

1. Интересы социальных групп как аудитории СМК.

2. Реализация потребностей социальных групп с помощью СМИ.

3. Изучение эффективности воздействия СМК на аудиторию.

Тема 15. История коммуникации:

1. Эволюция теорий коммуникации.

2. Двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда.

Тема 16. Модели МК:

1. Характеристика основных моделей МК.

2. Уровни коммуникации.

3. Критерии и классификация уровней коммуникации.

Тема 17. Государство и СМК:

1. Отражение трансформации общества в деятельности СМК.

2. Модернизация отечественных СМК.

3. Взаимоотношения государственных структур и СМК.

Тема 18. Отечественная социология СМК:

1. Основные проблемы отечественных СМК.

2. Методы исследования СМК.

3. Выборочный метод - основа методологии социологических и мар­кетинговых исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: