Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.
Гарантия качества – часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено.
Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Дисперсия – рассеяние, отклонение от среднего.
Документ технических условий – документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга.
Доступ к системе сертификации – возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертификацией согласно правилам системы.
|
|
Жизненный цикл продукции – совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилизации или уничтожения включительно.
Затраты, связанные с качеством – затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество.
Заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.
Заявление о соответствии – заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Идентификации продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания. Термин «испытательная лаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого.
|
|
Качество – практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется совокупностью свойств и характеристик продуктов труда, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Термин «качество» не применяется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении технических оценок. Например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее, чем второй», следует сказать: «первый компьютер имеет более высокий уровень качества».
Качество техническое – качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за которую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть: качество предлагаемого покупателю автомобиля, качество предлагаемой гостиничной услуги.
Качество функциональное – качество того, как потребителю фирма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную продукцию или услугу. Например, функциональное качество может характеризоваться качеством процессе реализации, сервиса и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комофортностью клиента при заключении договора на предоставление услуги, качеством процесса поставки продукции.
Квалириски – возможная вероятность ущерба предприятия в связи с несоответствием качества его продукта труда установленным нормам.
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Международная организация по стандартизации (ISO – International Standards Organization) - добровольная некоммерческая организация со штаб-квартирой в Женеве (web-site: https://www.iso.ch/), занимающаяся разработкой международных стандартов во многих областях. Основана в 1946 г. как всемирная федерация органов стандартизации.
Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией и доступный широкому кругу потребителей.
Менеджмент качества – полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества.
Методы управления качеством – способы осуществления воздействия на качество с целью достижения поставленных целей.
Многосторонее соглашение по признанию – соглашение по признанию, которое включает принятие более чем двумя сторонами результатов работы друг друга.
Национальный орган по стандартизации – орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.
Нормативный документ – документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом понимают любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией.
|
|
Обеспечение качества – совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Обладатель свидетельства (в области сертификации) – лицо или орган, которому каким-либо органом по сертификации выдано соответствующее свидетельство.
Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.
Орган по стандартизации – орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей.
Планирование качества – часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Показатель качества – количественная характеристика свойства (совокупности свойств).
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, изданный в соответствии с правилами системы сертификации.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
|
|
Система менеджмента качества – система для установления политики качества, целей качества и достижения этих целей.
Система обеспечения качества (система качества) – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все стадии и все уровни формирования качества, обеспечивает реализацию определенной политики фирмы в области качества.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристик процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизацию).
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
ISO 9000 - группа стандартов ISO, связанных с управлением качеством. Они разработаны на базе опыта, накопленного в разных странах. Стандарты ISO 9000 были утверждены в 1987 г. ISO 9000 содержит общее руководство и стандарты по обеспечению качества, включая указания по выбору и применению комплектующих изделий, материалов и технологических процессов в производстве ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003, ISO 9004. В настоящее время действуют стандарты ISO серии 9000:2005.
ISO 9001 - стандарт группы ISO 9000 на управление качеством в исследованиях, проектировании (конструировании), разработке, изготовлении и послепродажном обслуживании. В настоящее время действуют стандарты ISO серии 9001:2008.
ISO 9004 - стандарт группы ISO 9000 на общее руководство обеспечением качества. В настоящее время действуют стандарты ISO серии 9004:2009.