Работу по управлению качеством организаций можно оценивать по критериям национальных премий по качеству. Эти критерии направлены на оценку достижений превосходства и конкурентоспособности товаров и услуг.
Среди национальных премий по качеству можно отметить премию Деминга в Японии (1951 г.), премию М. Болдриджа (1987 г.), Европейскую (1992 г.) и Российскую премии (1996 г.), премию Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг (2005 г.).
| |||||||
|
|
|
|
Рис. 10. Модель премии СНГ
Обычно в премии выделяется несколько критериев, каждый из которых оценивается определенным количеством баллов, в сумме составляющими 1000 баллов (100 %). Структура критериев различна в разных премиях, но чаще всего выделяют два блока: 1)оценка возможностей предприятия и 2) оценка результатов. Для Российской премии по качеству максимальная оценка возможностей предприятия соответствует 550 баллам, а его результатов – 450 баллам. В Премии СНГ эти блоки оценены по 500 баллов.
Организации на основе критериев премии могут проводить самооценку своей деятельности в области качества. Эта самооценка может служить основанием для планирования и реализации мероприятий по улучшению своей деятельности.