Функции сертификации

Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции пред­приятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закре­пления на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защи­тить внутренний рынок от продукции, не пригодной к исполь­зованию.

Улучшение качества продукции и услуг, гарантия бе­зопасности их для потребителя является объективной необ­ходимостью в условиях современной рыночной экономики.

Основной функцией сертификации является защита че­ловека, его имущества

и природной среды от отрицатель­ных последствий современного научно-технического разви­тия, от недобросовестных производителей и продавцов, создание условий для честной конкурентной борьбы.

Состав­ными частями системы регулирования безопасности и каче­ства товаров и услуг являются: система выдачи разрешений (лицензий) на право ведения предпринимательской деятельности, нормативы безопасности икачества, стандартизация, метрология, методы испытания изделий, процедура оценки и подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов.

Важной функцией сертификации является, также, защита на­ционального рынка от зарубежных недобросовестных кон­курентов.

Вместе с тем, сертификация оказывает значитель­ное влияние на расширение международного экономическо­го сотрудничества.

Значительную роль в международной торговле играет ряд организаций, в том числе международные организации по стандартизации и сертификации. В частности, участники Всемирной Торго­вой Организации (ВТО), созданной на базе Генерального со­глашения по тарифам и торговле (ГАТТ), осуществляют спе­циальные меры по гармонизации национальных стандартов и по процедурам сертификации, чтобы исключить препят­ствия для международной торговли.

Эффект от проведения сертификации продукции и ус­луг носит социально-экономический характер.

В социальной сфере сертификация обеспечивает за­щиту здоровья и жизни населения, является важным эле­ментом системы охраны окружающей среды.

Экономическим результатом сертификации является бо­лее полное удовлетворение потребностей рядового покупа­теля, снижение издержек потребления или затрат на про­дукцию, увеличение сбыта и, как следствие, увеличение при­были производителя и экономия расходов покупателя.

Законодательная база сертификации в России

Законодательная база сертификации в нашей стране на­чала закладываться в 80-х годах XX столетия, когда опыт, накоплен­ный международными организациями в области разработки принципов и правил сертификации, стал использоваться в бывшем СССР.

Первым правовым нормативным актом в области сер­тификации в СССР, было Постановление Совета Министров от 18 сентября 1984 года № 984 «О порядке сертификации продукции машиностроения».

Главной задачей введения сер­тификации было совершенствование действующих в стране методов повышения качества выпускаемой продукции и раз­витие её экспортных возможностей.

22 мая 1991 г.Вер­ховным Советом СССР был принят Закон «О защите прав потребителей», которым впервые в стране на законодатель­ном уровне была введена обязательная сертификация про­дукции, товаров, работ и услуг, на которую в государствен­ных стандартах установлены требования по обеспечению бе­зопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

Однако, Закон СССР «О защите прав потребителей» не вступил в силу, так как в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.

Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации началось с активной доработки и последующего принятия Верховным Советом РФ 7 ап­реля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей».

10 июня 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». В этом же году были приняты Законы РФ «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации». В совокупности, они установили правовое, нормативное и метрологическое обеспечение сертификации в стране.

Так в России сложилась законо­дательная и нормативная базы сертификации.

Вопросы сертификации в Законах РФ

Закон «О сертификации продукции и услуг» устанавливает:

- цели и действующие в РФ формы серти­фикации;

- правовые основы и порядок проведения обязательной и добровольной сертификации;

- ответственность, пра­ва и обязанности участников сертификации;

- задачи и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области сертификации;

- обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей);

- условия ввоза импортируемой продукции;

- положения о государственном контроле и надзоре по сертификации;

- порядок финансирования работ по сертификации;

- ответственность за нарушение положений Закона.

Закон РФ «О защите прав потребителей»:

- регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже това­ров;

- устанавливает пра­ва потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) над­лежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;

- га­рантирует получение информации о товарах (работах, услу­гах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

- обес­печивает просвещение, государственную и общественную защиту их интересов;

- определяет механизмы реали­зации этих прав.

Согласно положениям Закона, каждая единица или партия товара, реализуемая через розничную торговую сеть, должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъяв­лять покупателю по его требованию.

Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещены.

Основными государственными органами, устанавлива­ющими требования к товарам, выполняемым работам и ус­лугам, и обеспечивающим контроль за их соблюдением, яв­ляются Госстандарт РФ, Госсанэпиднадзор, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ и другие органы Госуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: