Remark / remix

Современный человек существует в окружении огромного количества информации. Однако, не смотря на внушительные масштабы, она целиком сводится лишь к двум типам. Первый тип можно назвать «remark». «Remark» представляет собой информацию от кого-либо. Это информация в ответ на информацию, особый, как бы, упрощённый тип рефлексии, служащий пояснением в случае согласия субъекта восприятия (реципиента) с тем, что он воспринимает. Это может быть и фраза в блоге, оставленная под каким-либо постом как реакция на его содержимое, и просто ответная реплика в диалоге. Эти два типа речевого мышления в современном мире если ещё не слились, то, по крайней мере, точно уподобились друг другу. Так, например, современный речевой этикет предполагает молчание оптимальной реакцией на высказывание, по каким-либо причинам нам неприятное, исключая конечно тот вариант, когда это высказывание напрямую нас оскорбляет. Но и в том, последнем, случае правильно будет ввести в разговор, в качестве ответа, не характеристику собеседника, а, скорее, характеристику самого высказывания.

Таким образом, мышление человека внутри информационного общества происходит по простой двусоставной системе принятия и непринятия информации. В первом случае идет ответная remark-информация, во втором получаемая информация просто не принимается, а ответом становится нулевая информация. Внутри информационного общества, т.е. в условиях непрерывного потока всегда новой информации, такое мышление представляет собой постоянное довершение уже созданной информационной структуры. Remark – это высказывание, но высказывание, никогда не бывающее абсолютно самостоятельным. Это своего рода post scriptum к чужому высказыванию. Неслучайно в синонимическом гнезде этого слова имеется и понятие comment. Можно, говоря про современную культуру в целом, помыслить её как comment-культуру, культуру, дополняющую что-либо уже давно существующее, например, «вечные ценности» - любовь, доброту, искренность. Все три свойства постоянно преподносятся каждому индивиду в качестве универсальных сингулярностей, тогда как само общество их преподносящее живёт не их значениями, а только их образами. Любить в нём значит говорить «Люблю», быть искренним – говорить то, что по определению не может быть ложью.

Однако, в современном мире человек часто сталкивается с информацией уже не предполагающей даже такой примитивной рефлексии. Этот иной тип можно обозначить словом remix. Remix это буквально «перемешивание». В данном случае – перемешивание информации, с целью выдать получившееся в качестве remark. Такой тип функционирования информации не предполагает рефлексии вообще. Remix это информация, которая транслируется из сознания в сознание, не требуя их функционирования в качестве реципиентов. Это то, что многие называют «информационным вирусом», и что я предпочитаю воспринимать скорее как симптом главной болезни общества массового типа – отсутствия индивидуальной воли. В качестве чего эта воля должна себя проявлять я скажу позднее, сейчас же нашей общей целью является осознание вреда наносимого данной болезнью.

Главной её угрозой является перспектива отказа от возможности рефлексивного восприятия. Человеку в информационном обществе в принципе нет необходимости мыслить и понимать окружающий его действенный мир, мир сам навязывается ему в виде готовых схем взаимодействия с миром. Человек пребывает в действенном мире в роли манипулируемого субъекта манипуляции. При любой необходимости он может уйти из него в мир художественной реальности, поскольку последний ежедневно производится уже конвейерным способом. Современного человека окружают бездны информации, но никогда не необходимость хотя бы что-то из этой информации рефентировать. Он просто пропускает её через сознание, даёт перемешиваться с другой. Он выдаёт remix информации, когда его собеседник ждёт от него remark.

Логический вывод, что желанное будущее информационного общества за мышлением по типу remark, но в настоящей реальности каждый из нас чаще всего сталкивается именно с remix<овым> мышлением.

Возникает настороженный вопрос «Почему?», чтобы ответить на который, понадобиться весь остальной текст данной работы. В нём, я в более-менее свободной эссеистической форме постараюсь, рассмотреть сами основы массово-информационной культуры, и попытаюсь гипотетически сформулировать мысль о том, что же такое массовая культура как культурный феномен, для чего она существует в современном мире, и какова её основная функция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: