ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Учебная программа
для 1-4 классов общеобразовательной школы
Астана
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа начального образования предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (№1080 от 23.08.2012г.). Программа расчитана на четыре года обучения, что определяет содержание образования и организацию образовательного процесса учебного предмета «Физическая культура» на ступени начального образования.
Целью обучения в области физической культуры является формирование физической культуры личности школьника посредствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с общей развивающей направленностью, формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
|
|
Достижение цели физического воспитания в начальной школе обеспечивается решением следующих задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- формирование системы знаний из области физической культуры, касающихся сохранения и укрепления здоровья; овладения школой движений;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и координационных способностей;
- обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- содействие воспитанию социально значимых черт личности, развитию нравственных и волевых качеств, формирования эстетических вкусов и навыков культуры поведения;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режима дня, влиянии физических упражнений на здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
Структура и содержание учебной программы. Данная программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Формирование универсальных и предметных способов действий» (операциональный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «Значение физических упражнений для здоровья человека». «Правила безопасности при выполнении конкретных видов физических упражнений учебной программы». «Двигательный режим и личная гигиена и их значение для здоровья, повышение работоспособности учащихся». «Правила закаливания». «Физическая культура народов Казахстана. Связь её содержания с их трудовой деятельностью».
|
|
Раздел «Формирование универсальных и предметных способов действий» ориентирован на освоение основных двигательных навыков и повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств, в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжных гонок, плавания), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
Данная программа предлагает материал для уроков физической культуры, состоящий из базового компонента. Базовый (инвариативный) компонент отражает государственный стандарт общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.
Вариативный компонент нацеливает учителя на использование разнообразных форм учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Так как вариативный компонент обусловлен необходимостью учета региональных особенностей места расположения материальной базы школы, возможностей учителя и интересов учащихся, то учебный материал рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.
Завершается программа изложением «Требований к уровню подготовки учеников по физической культуре». Эти требования задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать».
В программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программного материала, а с другой – устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть усвоено каждым учеником, по окончании начальной школы.
Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся в течение года. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития.
Формы организации и планирование учебного процесса. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задание). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физическая культура» в соответствии с типовым учебным планом составляет:
1 класс – 3 часа в неделю, всего 99 часов;
2 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
3 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
4 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа.
В процессе обучения на уроках «Физической культуры» осуществляются связи с другими учебными предметами:
«Русский язык и литература»:
Использование стихов, рифмованных упражнений для проведения подвижных игр.
|
|
«Казахский язык»:
Закрепление счета на казахском языке при выполнении прыжков через скакалку. Развитие речи при проведении национальных игр и использовании элементов единоборства.
«Познание мира»:
При выполнении упражнений ученик узнает о своих органах, частях тела, о сезонных изменениях в природе, о самочувствии и т.д. Узнаёт о гигиене тела, чистоте одежды. Во время бега, игр вырабатывает понятие о времени.
«Математика»:
Ученик узнает о сантиметрах, метрах, секундах, километрах и т.д.
«Музыка»:
Ученик учится использовать в движении темп, ритм, проявлять эмоции.
«Изобразительное искусство»:
Умение использовать графические рисунки движений для выполнения изображенных упражнений.
«Трудовое обучение»: умение организовывать собственную деятельность.