Общие требования к организации экзамена

Итоговая аттестация по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (далее – экзамен) является завершающим этапом образовательного процесса физического воспитания учащихся, оканчивающих вторую ступень общего среднего образования. Формой аттестации в порядке экстерната является экзамен, в том числе выпускной экзамен.

Содержание экзамена обеспечивается учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения ”Физическая культура и здоровье. V – XI классы“ (Минск, НИО, 2012).

Организация экзамена проводится в соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 130.

Основными задачами проведения экзамена являются:

контроль качества усвоения учащимися требований учебной программы;

ориентация учащихся на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

Экзамен проводится по билетам, утверждаемым Министерством образования в установленном порядке. В содержание каждого билета входят три вопроса.

Экзамен проводится в один день в три этапа:

1-ый этап (в устной форме) – ответы учащихся на вопрос, указанный в билете;

2-ой этап (в практической форме) — выполнение учащимися требований, предъявляемых к их двигательным умениям и навыкам (второй вопрос билета);

3-ий этап (в практической форме) — выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности (третий вопрос билета).

На первом этапе экзамена для подготовки к ответу учащимся предоставляется до 20 минут.

На втором этапе экзамена для подготовки к выполнению требований, предъявляемых к двигательным умениям и навыкам, учащимся предоставляется до 15 минут. За это время они самостоятельно выполняют разминку и повторяют упражнение или комплекс. В билетах 2, 11, 14, 16, 18, 20, 21 учащийся осуществляет выбор одного из четырех игровых видов спорта для второго этапа экзамена и ставит об этом в известность членов комиссии сразу после того, как взял экзаменационный билет.

На третьем этапе экзамена учащиеся выполняют 6 тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности в следующем порядке:

1. челночный бег 4x9 м или прыжки через короткую скакалку за 1 минуту (юноши и девушки);

2. прыжок в длину с места или тройной прыжок с места толчком двумя ногами (юноши);

прыжок в длину с места или бросок набивного мяча из-за головы двумя руками из исходного положения ”сидя, ноги врозь“ (девушки);

3. подтягивание в висе на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юноши);

поднимание туловища из исходного положения ”лежа на спине“ за 1 минуту или поднимание и опускание прямых ног за 1 минуту (девушки);

4. наклон вперед из исходного положения ”сидя на полу“ или наклон вперед из исходного положения ”стоя на гимнастической скамейке“ (юноши и девушки);

5. бег 30 м (юноши и девушки);

6. бег 1500 м или ходьба 3000 м или 6-минутный бег (юноши);

бег 1000 м или ходьба 2000 м или 6-минутный бег (девушки).

Учащийся осуществляет выбор тестового упражнения для третьего этапа экзамена и ставит об этом в известность членов комиссии сразу после того, как взял экзаменационный билет.

Перед выполнением каждого тестового упражнения учащимся предоставляется возможность для самостоятельной разминки.

На третьем этапе экзамена при определении уровня физической подготовленности учащиеся обязаны соблюдать условия выполнения тестовых упражнений (приложение 1).

К экзамену допускаются учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, не имеющие противопоказаний к физкультурным и спортивным занятиям, предоставившие накануне экзамена медицинскую справку о состоянии здоровья по форме 1 здр/у-10, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 9 июля 2010 г. № 92.

Экзамен учащиеся сдают в соответствующей погодным условиям спортивной форме и обуви.

При подготовке мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря, а также при проведении экзамена в учреждении общего среднего образования обеспечивается соблюдение Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерства спорта и туризма от 21.12.2004 № 10.

На втором и третьем этапах экзамена обязательно присутствие медицинского работника (врача, медицинской сестры, фельдшера).

Оценка учебных достижений учащихся на каждом этапе экзамена и определение итоговой экзаменационной отметки осуществляются в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (далее – Правила), утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 №38.

На третьем этапе экзамена каждое контрольное упражнение оценивается по 10-балльной шкале оценки уровня развития двигательных качеств учащихся IX класса указанной выше учебной программы.

Отметка за третий этап экзамена выставляется при условии выполнения всех шести тестовых упражнений и определяется по среднему арифметическому значению суммы баллов, полученных за каждое упражнение.

При отсутствии результатов учебной деятельности по уважительной причине (вследствие заболевания или травмы) в одном и более тестовых упражнениях за третий этап выставляется отметка ”0“ баллов.

Итоговая отметка за экзамен по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ определяется по среднему баллу отметок, полученных на первом, втором и третьем этапах экзамена.

В случае заболевания или получения учащимся травмы во время второго или третьего этапов экзамена, повлекшей за собой невозможность выполнения экзаменационных требований, а также учащимся, получившим отметку ”0“ баллов на одном из трех этапов экзамена, предоставляется право повторной сдачи экзамена в сроки, установленные пунктом 91 указанных выше Правил.

Результаты экзамена заносятся в протокол согласно приложению 2.

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

Билет 1

1. Правила безопасного поведения на учебных занятиях по легкой атлетике.

2. Техника и эффективность выполнения упражнения (3 попытки): метание мяча 150 г с разбега на дальность (юноши, девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 2

1. Подготовка мест и инвентаря для безопасных занятий спортивными играми.

2. Техника выполнения упражнений (по выбору):

волейбол — многократные передачи волейбольного мяча сверху над собой (не менее 10 передач);

баскетбол — многократные передачи мяча двумя руками в стену с расстояния не менее 3 м с последующей ловлей (не менее 10 передач);

гандбол — многократные передачи мяча в стену от плеча согнутой рукой с расстояния не менее 5 м с последующей ловлей (не менее 10 передач);

футбол — многократные передачи мяча одной ногой в стену с расстояния не менее 7 м с последующей остановкой мяча ногой (не менее 10 передач).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 3

1. Влияние активного двигательного режима на динамику умственной работоспособности учащихся.

2. Техника и эффективность выполнения упражнения ”Прыжок в длину с разбега способом ”согнув ноги“ (3 попытки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 4

1. Страховка и взаимопомощь при выполнении акробатических и гимнастических упражнений.

2. Техника выполнения упражнения ”Длинный кувырок с двух-трех шагов разбега толчком двумя ногами“ (юноши), ”Мост прогибом с помощью и самостоятельно“ (девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 5

1. Правила поведения во время массовых спортивных и зрелищных мероприятий.

2. Техника и эффективность выполнения упражнения ”Прыжок в высоту с разбега“ (3 попытки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 6

1. Профилактика простудных заболеваний. Виды закаливания.

2. Техника выполнения упражнения ”Стойка силой на голове и руках“ (юноши), ”Стойка на лопатках“ (девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 7

1. Понятие гиподинамии, гипердинамии, оптимальной двигательной активности.

2. Техника выполнения высокого и низкого старта в беге на 30 м.

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 8

1. Индивидуальный двигательный режим учащихся в различные периоды года.

2. Техника выполнения упражнения ”Кувырок назад в упор присев, основная стойка. Переворот в сторону“ (юноши), ”Кувырок вперед в упор присев с перекатом назад в стойку на лопатках“ (девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 9

1. Вредные привычки и способы их предупреждения.

2. Техника и эффективность бега на 60 м.

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 10

1. Самоконтроль физического развития учащегося. Дневник самоконтроля.

2. Техника выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (не менее 8 упражнений) с гимнастической палкой или гантелями (юноши), со скакалкой или гимнастической палкой (девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 11

1. Понятие уровня физической подготовленности учащегося.

2. Техника выполнения упражнений (по выбору):

баскетбол — ведение мяча попеременно правой и левой рукой с изменением скорости и направления движения (не менее 30 м);

волейбол — нижняя подача с попаданием в первую, пятую, шестую зоны (10 подач);

гандбол — семиметровый бросок с попаданием в ворота (10 брос­ков);

футбол — 11-метровый штрафной удар (пенальти) с попаданием в ворота (10 ударов).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 12

1. Олимпийские идеалы. Их влияние на формирование нравственного отношения учащихся к физическому и духовному самосовершенствованию.

2. Техника выполнения упражнения ”Стойка на руках махом одной ногой“ (юноши); комбинации акробатических упражнений ”Исходное положение — основная стойка, упор присев, перекатом назад стойка на лопатках, перекатом вперед встать в исходное положение“ (девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 13

1. Основные ценности олимпизма, провозглашенные в Олимпийской хартии.

2. Техника выполнения упражнения ”Опорный прыжок ноги врозь через гимнастического козла в длину высотой 110 см“ (юноши), ”Опорный прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину высотой 110 см“ (девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 14

1. Белорусские олимпийцы.

2. Техника выполнения упражнений (по выбору):

баскетбол — штрафной бросок (10 бросков);

волейбол — верхняя подача с попаданием на площадку соперника (10 подач);

гандбол — семиметровый бросок по воротам (10 бросков);

футбол — удар по неподвижному мячу, лежащему на линии штрафной площадки, внутренней стороной подъема (5 ударов), внешней стороной подъема (5 ударов) с попаданием в ворота.

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 15

1. Правила безопасного поведения на учебных занятиях по гимнастике и акробатике.

2. Техника выполнения упражнения ”Лазанье по канату или шесту на высоту не менее 3 метров“ (юноши); комплекса упражнений утренней гимнастики с гимнастической палкой (не менее 10 упражнений) (девушки).

2. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 16

1. Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, обморожениях, переломах, вывихах.

2. Техника выполнения упражнений (по выбору):

баскетбол — броски по кольцу после ведения и двух шагов (10 бросков);

волейбол — многократные передачи мяча снизу над собой (не менее 10 передач);

гандбол — ведение мяча с изменением скорости и направления движения (не менее 30 м);

футбол — из-за пределов вратарской площадки удар по мячу головой с набрасыванием себе мяча и попаданием в ворота (10 ударов).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 17

1. Гигиена тела, одежды и обуви учащегося.

2. Техника выполнения комбинации из не менее 5 акробатических упражнений (юноши, девушки).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 18

1. Профилактика умственного перенапряжения средствами физической культуры.

2. Техника выполнения упражнений (по выбору):

баскетбол — броски по кольцу с ближней дистанции (10 бросков);

волейбол — передачи мяча двумя руками над собой попеременно снизу и сверху (10 передач);

гандбол — бросок по воротам после ведения (10 бросков);

футбол — обводка не менее 5 стоек, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга, и удар по воротам с линии штрафной площадки (10 ударов).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 19

1. Правила обращения с гимнастическим оборудованием и инвентарем.

2. Техника выполнения упражнений ”Из виса на перекладине размахивания изгибами, подъем переворотом в упор, опускание в вис, соскок махом назад“ (юноши); комплекс из не менее 10 упражнений утренней гимнастики с мячом (девушки).

4. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 20

1. Олимпийская хартия – единый кодекс правил и условий проведения Олимпийских игр.

2. Техника выполнения упражнений (по выбору):

баскетбол — броски мяча по кольцу со средней дистанции (10 бросков);

волейбол — верхняя подача с попаданием мяча в первую и шестую зоны (10 подач);

гандбол — бросок по воротам с угла (10 бросков);

футбол — удар по неподвижному мячу с попаданием в ворота с угла штрафной площадки (10 ударов).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 21

1. Виды спорта, входящие в программу зимних и летних Олимпийских игр.

2. Техника выполнения не менее десяти передач мяча в движении в спортивных играх (по выбору – волейбол, баскетбол, гандбол, футбол).

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.

Билет 22

1. Условия организации и проведения подвижных игр и эстафет.

2. Техника выполнения упражнения (5 попыток) ”Метание мяча 150 г с места в горизонтальную цель (гимнастический обруч на расстоянии 15 м)“.

3. Выполнение тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности.


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: