Сопутствующих изменений метод —

см. Методы исследования причинных связей.

СОРЁЛЬ (Sorel), Жорж (2 нояб. 1847 — 30 авг. 1922) — франц. социолог и философ, теоретик анархо-синдикализма. Св. 20 лет работал инженером путей сообщения; с 1892 занялся лит. и общественно-поли-тич. деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) ос­новал журн. «Le devenir social», а с 1899 активно сотрудничал в междунар. социалистич. журн. «Le mouvement socialiste». Филос. и социологич. взгляды С. эклектичны, сложились под влиянием Лабриолы, Тэна, Ренана, Ницше, Э. Гартмана и особенно Бергсона и Прудона. С. пытался «синтезировать» мар­ксизм со взглядами Прудона и Бергсона. Ленин крити­чески оценивал мировоззрение С, назвав его «извест­ным путаником» (см. Соч., т. 14, с. 279). Вначале С. считал себя представителем «новой школы» марк­сизма, в дальнейшем он выступил против марксизма, противопоставив науч. социализму волюнтаристич. концепцию «революц.» анархо-синдикализма, прин­ципы к-рого изложил в кн. «Размышления о насилии» («Reflexions sur la violence», P., 1906, рус. пер., М., 1907). С. отрицал необходимость пролет, партии, дик­татуры пролетариата и выступал против участия ра­бочего класса в политич. борьбе (см. «Социальные очерки совр. экономии», М., 1908, с. 303). Революция, по С.,— волевой иррациональный стихийный взрыв, порыв народа, а революц. принципы — мифы, анало­гичные мифам религии. Единств, носителем социали­стич. идей С. считал профсоюзы (синдикаты). Рели­гию он считал одной из существ, форм жизни и че-ловеч. деятельности, очагом «героизма» и «нравств..аскетизма».

Политич. убеждения С. непоследовательны и проти­воречивы. От «революционного» синдикализма он перед 1-й мировой войной пришел к соглашению с на-ционалистич. кругами роялистской орг-ции «Action francaise». Муссолини называл С. своим «духовным отцом». Однако в эти же годы С. остро критиковал парламентский кретинизм франц. и нем. с.-д.-тии, правильно оценил историч. значение революции в Рос­сии, призывал к помощи Сов. России, отметил революц. тенденции в итал. рабочем движении. С. не оказал за-


метного влияния на рабочее движение во Франции, но его идеи получили значит, распространение в Ита­лии, Испании, Лат. Америке.

С оч.: Le proces de Socrate, P., 1889; L'Avenir socialiste des syndicate, P., 1898; La ruine du monde antique, P., [1902]; La decomposition du Marxisme, P., 1908; Les illusions du prog-res, [P.], 1908; La revolution dreyfusienne, P., 1909; Materiaux d'une theorie du proletariat, P., 1919; De l'utili.te du pragmatis-me, P., 1921; Introduction a l'economie moderne, P., 1922; D'Aristote a Marx (L'ancienne et la nouvelle metaphysique), P., 1935; Lettres a Paul Delesalle. 1914—1921, P., 1947; Lettera a un amico d'ltalia, Bologna, 1963; в рус. пер.— Введение в изучение совр. хозяйства, М., 1908; Э. Ренан. Критич. этюд, СПБ, Гб. г.]; Эволюция социализма, в сб.: Социальное дви­жение в совр. Франции, [М.], 1908.

Лит.: Лабриола А., Историч. материализм и фило­софия. (Письма к Сорелю), пер. с франц., СПБ, 1900; Нов' s i g n о 1 F., La pensee de G. Sorel, P., 1948; G о r e i 1 у G., Le pluralisme dramatique de G. Sorel, P., 1962.

Т. Сахарова. Москва.

СОРОКИН (Sorokin), Питирим Александрович (21 янв. 1889—10 февр. 1968) — бурж. социолог. Род. в России. Правый лидер партии эсеров, после Февр. революции — секретарь Керенского и гл. ред. газ. «Воля народа». С 1919 — проф. Петрогр. ун-та. С 1922 — в эмиграции. С 1930 — проф. Гарвардского ун-та, где организовал и возглавил ф-т социологии.

В центре «социологии культуры» С.— проблемы социальной системы и социальной целостности. С, вслед за Зиммелем, исходным пунктом для построе­ния теоретич. социологии считал анализ «социально­го взаимодействия», в к-ром выделял совокупность социальных систем, совокупность культурных систем и личность. Социальная действительность, по С, есть сложная иерархия различных социальных и куль­турных систем и подсистем (религии, этики, науки, иск-ва, экономики, политики). Социология — обоб­щающая теория структуры и динамики социальных и культурных систем, различной степени их интегри­рованное™ — от механич. сосуществования элемен­тов до чисто духовной «логико-значимой» интеграции, к-рая имеет решающее значение («Система социоло­гии», т. 1—2, П., 1920; «Society, culture and persona­lity», N. Y.— L., 1947). Подлинной причиной и условием систематичности социального мира, по С, является наличие объективной сферы интегрирован­ных ценностей, «значений», «чистых культурных си­стем». Индивиды и их обществ, отношения — лишь носители этого мира «значений». С. подчеркивает идейное родство своей концепции с филос. теориями Лосского, Гуссерля и Дильтея.

Общая социальная структура, по С, есть сово­купность социальных групп (страт) или социальных систем взаимосвязи людей, к-рые реализуют в ней те или иные культурные ценности. С.— один из родо­начальников совр. бурж. теории социальной страти­фикации и мобильности («Социальная мобильность» — «Social mobility», N. Y.—L., 1927; новое доп. изд.— «Social and cultural mobility», Glencoe, 1959). В обла­сти философии истории («Социальная и культурная динамика» — «Social and cultural dynamics», v. 1—4, N. Y.— [a. o.], 1937—41; переизд.; Boston, 1957; N. Y., 1962) С. пытается свести повторяемость и пра­вильность в историч. процессе к повторяемости в идео-логич. духовных отношениях, обобщив их в единое понятие «тип культуры». Каждая «культура» как спе-цифич. тип историч. целостности, или системы, имеет в основе неск. главных «филос. посылок» (представле­ния о природе реальности, о природе осн.потребностей человека, степени и методах их удовлетворения). В соответствии с их характером С. выводит три осн. типа культуры, или три типа мировосприятий: «чув­ственный» (sensate), в к-ром преобладают чувств, вос­приятия, «идеациональный» (ideational), в к-ром пре­обладают элементы рационального мышления, и «идеалистический» (idealistic), в к-ром господствует интуитивный вид познания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: