В своих социально-политич. взглядах Ш.— кате-Дер-социалист и реформист. Он был идеологом и апологетом прусского монархизма, к-рый старался истолковать как «просвещенный абсолютизм»; ратовал за развитие средних классов, что якобы способствует примирению противоречий труда и капитала. Лозунгу классовой борьбы он противопоставлял лозунг «моральной борьбы», взывая к этике, к идее справедливости, к тому, чтобы в рабочем воспитывать человека, а не толкать его на баррикады революций.
Соч.: Uber einige Grundfragen des Reclits und der Volks-wirtschaft, 2 Aufl., Jena, 1875; "Was verstehen wir unter dem Mittelstande?, Gott., 1897; Ober elnige Grundfragen der So-zialpolitik and der Volkswirtschaftslehre, 2 Aufl., Lpz., 1904; Die soziale Frage. Klassenbildung, Arbeiterfrage, Klassenkampf, Munch., 1918; в рус. пер.— О новейших результатах статистики народонаселения и нравственности, М., 1873; Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. Разделение труда, М., 1902; Борьба классов и классовое господство, М., 1906.
И. Добронравов. Москва.
ШОЛЬЦ (Scholz), Генрих (17 дек. 1884—30 дек. 1956) — нем. философ, теолог и логик; ученик Риля. В философии религии испытал влияние Р. Отто. Проф. философии религии и протестантской теологии в Бре-слау (1917—18), проф. философии в Киле (1919—27) и в Мюнстере (с 1928). Руководитель кафедры логики математич. фак-та Мюнстерского ун-та (1943—56). Издатель серии «Forschungen zur Logik» (1937 —1943).
|
|
Ш.— основатель мюнетерской школы логиков и математиков (Г. Хермес, Ф. Бахман и др.). Он исследовал мн. спец. проблемы математической логики и истории логики. Ш. исходил из платонистского толкования математики и логики, считая, что «объекты математики, а с ними и математические области существуют сами по себе как платоновские идеи» («Grund-zuge der mathematischen Logik», В., 1961, S. 1, совм. с G. Hasenjaeger). Ш. различал два способа философствования: реально-философский, касающийся взаимоотношения человеч. духа с действат. миром (отождествляемый Ш. с традиц.-фплос. подходом), и вытекающий из логики «трансцендентально-философский», относящийся к познанию любых возможных миров (см. «Methaphysik als strenge Wissenschaft», Koln, 1941, S. 152). Co вторым способом философствования Ш. связывал идею построения философии как «строгой науки», опирающейся на понятия формальной, или общезначимой, истины (см. Тождественная истинность — Ред.). Сводя эти истины к аналитич. суждениям a priori, Ш. утверждал, что они познаются путем особого умств. прозрения, изначально присущего человеку (см. там же, S. 171).
Соч.: Das Wesen des deutschen Geistes, В., 1917; Der Unsterblichkeitsgedanke als philosophisches Problem, 2 Aufl., В., 1922; Religionsphilosophie, 2 Aufl., В., 1922; Eros und Caritas, Halle, 1929; Geschichte der Logik, В., 1931; Was ist Philosophic?, B.—W., 1940; Fragmente eines Platonikers, Koln, 1941; Mathesis universalis, Basel—Stuttg., 1961.
Лит.: Grutzmacher R. H., Kritiker und Neu-schopfer der Religion 1m 20. Jahrhundert..., Scholz, Lpz., 1921.
|
|
И. Добронравов. Москва.
ШОМБАР ДЕ ЛОВ (Chombart deLauwe), Поль Анри (р. 4 авг. 1913) — франц. социолог и обществ, деятель. По своим взглядам близок к коммунистам, один из активных участников движения за мир. Проф. и руководитель исследовательской группы в «Centre national de la recherche scientifique». Возглавляет католич. социологич. центр.
На социологич. идеи Ш. оказали влияние М. Мосс, П. Риве и М. Халъбвакс. По своим филос. взглядам — последователь П. Тейяра де Шардена. Ш.— наиболее прогрессивный представитель той части католиков, к-рые видят в Коммунистич. партии естеств. союзника. Принимает активное участие в движении т. н. «священников-рабочих» (pretres-ouvriers), бросивших вызов офиц. политике Ватикана и церкви. IH. считает, что осн. цель социологии, как и всех социальных наук,— поиски и пропаганда такого общества, где объединение
людей происходит «...не в силу общения по сходству... а благодаря общению, основанному на общности...» («Рост потребностей и эволюция человечества», см. в сб.: «Какое будущее ожидает человечество?», Прага, 1964, с. 298). Осн. цель социального прогресса — личное счастье и личное совершенствование не только одного к.-л. индивида, но всего человечества (см. там же, с. 302—03).
Ш. приобрел известность как руководитель коллективных эмпирич. исследований, посвященных в основном социально-экологич. проблемам — связям между социальным окружением и типами поведения определенных социальных групп.
Ш. проводил также исследования в таких областях, как: социология города, проф. ориентация и мотивация поведения, природа социальных ценностей, структура рабочих семей, проблемы детской преступности, социальная роль п положение женщины в совр. обществе. Своими работами и общественной деятельностью Ш. во многом способствовал эмансипации женщин во Франции, привлекал внимание к проблемам молодежи.
С о ч.: Paris et l'agglomeration parisienne, t. 1—2, P., 1952 (соавтор); Maladie mentale et societe, «Recherches sociologiques», 1955, an. 2, Л"» 2; La vie quotidienne des families ouvrieres, [P.], 1956; Sciences humaines et conceptions de l'habitation, P., 1959 (Famille et habitation, t. 1, соавтор); Vie sociale et liberte, «Etudes philosophiques», 1959, an. 14, № 1; L'hommeet les groupes sociaux, P., 1960 (соавтор); La femme dans la societe, P., 1963 (соавтор); Images de la femme dans la societe, P., [1964] (соавтор); Paris. Essais de sociologie 1952—1964, P., [1965]; Images de la culture, P., 1966 (соавтор).
И. Добронравов. Москва.
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer), Артур (22 февр. 1788 — 21 сент. 1860) — нем. философ-идеалист. Изучал естествознание и— под руководством Шулъце — философию в Гёттингенском ун-те. В 1813—14 сблизился с Гёте. В 1818 закончил свой гл. филос. труд «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vor-stelhmg», Lpz., 1819). В 1820 —1831—приват-доцент Берлинского ун-та; после 1831 жил во Франкфурте-на-Майне.
Высыпая против диалектики и историзма, особенно против панлогизма Гегеля, Ш. примыкал к Канту и сочетал кантианство с платонизмом и волюнтаризмом — основным и универсальным принципом всей философии
Ш. Воля для Ш.— абс. начало, корень всего сущего. Сохраняя кантовское противопоставление «вещей в себе» и явлений, Ш., вопреки Канту, утверждал познаваемость «вещи в себе». Истинная философия, по Ш., исходит не из объекта, как материализм, и не из субъекта, как субъективный идеализм, а из представления, в к-ром Ш., вслед за Рейнгольдом, видел первый факт сознания. Представления, по Ш., распадаются на соотносительные объект и субъект. Форма объекта — «закон достаточного основания», выступающий в четверояком виде: как закон бытия (для пространства и времени), закон причинности (для материального мира), закон логич. основания (для познания) и закон мотивации (для наших действий). Закон основания не касается субъекта и служит формой лишь для объектов. Как форма всякого объекта закон основания всецело относителен и имеет силу только в пределах мира явлений. Познание в различных формах закона основания осуществляется либо как интуитивное, пли непосредств., познание, либо как отвлеченное, или рефлективное, познание. Интуитивное познание — первый и важнейший вид знания; весь мир рефлексии в конечном счете покоится на мире
|
|