ШОЛЬЦ—ШОПЕНГАУЭР




В своих социально-политич. взглядах Ш.— кате-Дер-социалист и реформист. Он был идеологом и аполо­гетом прусского монархизма, к-рый старался ис­толковать как «просвещенный абсолютизм»; ратовал за развитие средних классов, что якобы способствует примирению противоречий труда и капитала. Лозунгу классовой борьбы он противопоставлял лозунг «мо­ральной борьбы», взывая к этике, к идее справедли­вости, к тому, чтобы в рабочем воспитывать человека, а не толкать его на баррикады революций.

Соч.: Uber einige Grundfragen des Reclits und der Volks-wirtschaft, 2 Aufl., Jena, 1875; "Was verstehen wir unter dem Mittelstande?, Gott., 1897; Ober elnige Grundfragen der So-zialpolitik and der Volkswirtschaftslehre, 2 Aufl., Lpz., 1904; Die soziale Frage. Klassenbildung, Arbeiterfrage, Klassenkampf, Munch., 1918; в рус. пер.— О новейших результатах статис­тики народонаселения и нравственности, М., 1873; Народ­ное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяй­ство, нравы и право. Разделение труда, М., 1902; Борьба классов и классовое господство, М., 1906.

И. Добронравов. Москва.

ШОЛЬЦ (Scholz), Генрих (17 дек. 1884—30 дек. 1956) — нем. философ, теолог и логик; ученик Риля. В философии религии испытал влияние Р. Отто. Проф. философии религии и протестантской теологии в Бре-слау (1917—18), проф. философии в Киле (1919—27) и в Мюнстере (с 1928). Руководитель кафедры логики математич. фак-та Мюнстерского ун-та (1943—56). Издатель серии «Forschungen zur Logik» (1937 —1943).

Ш.— основатель мюнетерской школы логиков и ма­тематиков (Г. Хермес, Ф. Бахман и др.). Он исследо­вал мн. спец. проблемы математической логики и истории логики. Ш. исходил из платонистского тол­кования математики и логики, считая, что «объекты математики, а с ними и математические области суще­ствуют сами по себе как платоновские идеи» («Grund-zuge der mathematischen Logik», В., 1961, S. 1, совм. с G. Hasenjaeger). Ш. различал два способа философ­ствования: реально-философский, касающийся взаимо­отношения человеч. духа с действат. миром (отождеств­ляемый Ш. с традиц.-фплос. подходом), и вытекающий из логики «трансцендентально-философский», отно­сящийся к познанию любых возможных миров (см. «Methaphysik als strenge Wissenschaft», Koln, 1941, S. 152). Co вторым способом философствования Ш. свя­зывал идею построения философии как «строгой науки», опирающейся на понятия формальной, или общезна­чимой, истины (см. Тождественная истинностьРед.). Сводя эти истины к аналитич. суждениям a pri­ori, Ш. утверждал, что они познаются путем особого умств. прозрения, изначально присущего человеку (см. там же, S. 171).

Соч.: Das Wesen des deutschen Geistes, В., 1917; Der Unsterblichkeitsgedanke als philosophisches Problem, 2 Aufl., В., 1922; Religionsphilosophie, 2 Aufl., В., 1922; Eros und Caritas, Halle, 1929; Geschichte der Logik, В., 1931; Was ist Philosophic?, B.—W., 1940; Fragmente eines Platonikers, Koln, 1941; Mathesis universalis, Basel—Stuttg., 1961.

Лит.: Grutzmacher R. H., Kritiker und Neu-schopfer der Religion 1m 20. Jahrhundert..., Scholz, Lpz., 1921.

И. Добронравов. Москва.

ШОМБАР ДЕ ЛОВ (Chombart deLauwe), Поль Анри (р. 4 авг. 1913) — франц. социолог и обществ, деятель. По своим взглядам близок к коммунистам, один из активных участников движения за мир. Проф. и ру­ководитель исследовательской группы в «Centre natio­nal de la recherche scientifique». Возглавляет католич. социологич. центр.

На социологич. идеи Ш. оказали влияние М. Мосс, П. Риве и М. Халъбвакс. По своим филос. взглядам — последователь П. Тейяра де Шардена. Ш.— наиболее прогрессивный представитель той части католиков, к-рые видят в Коммунистич. партии естеств. союзни­ка. Принимает активное участие в движении т. н. «свя­щенников-рабочих» (pretres-ouvriers), бросивших вы­зов офиц. политике Ватикана и церкви. IH. считает, что осн. цель социологии, как и всех социальных наук,— поиски и пропаганда такого общества, где объединение


людей происходит «...не в силу общения по сходству... а благодаря общению, основанному на общности...» («Рост потребностей и эволюция человечества», см. в сб.: «Какое будущее ожидает человечество?», Пра­га, 1964, с. 298). Осн. цель социального прогресса — личное счастье и личное совершенствование не только одного к.-л. индивида, но всего человечества (см. там же, с. 302—03).

Ш. приобрел известность как руководитель коллек­тивных эмпирич. исследований, посвященных в ос­новном социально-экологич. проблемам — связям между социальным окружением и типами поведения определенных социальных групп.

Ш. проводил также исследования в таких областях, как: социология города, проф. ориентация и мотива­ция поведения, природа социальных ценностей, струк­тура рабочих семей, проблемы детской преступности, социальная роль п положение женщины в совр. обще­стве. Своими работами и общественной деятельностью Ш. во многом способствовал эмансипации женщин во Франции, привлекал внимание к проблемам молодежи.

С о ч.: Paris et l'agglomeration parisienne, t. 1—2, P., 1952 (соавтор); Maladie mentale et societe, «Recherches sociologiques», 1955, an. 2, Л"» 2; La vie quotidienne des families ouvrieres, [P.], 1956; Sciences humaines et conceptions de l'habitation, P., 1959 (Famille et habitation, t. 1, соавтор); Vie sociale et liberte, «Etudes philosophiques», 1959, an. 14, № 1; L'hommeet les groupes sociaux, P., 1960 (соавтор); La femme dans la societe, P., 1963 (соавтор); Images de la femme dans la societe, P., [1964] (соавтор); Paris. Essais de sociologie 1952—1964, P., [1965]; Images de la culture, P., 1966 (соавтор).

И. Добронравов. Москва.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer), Артур (22 февр. 1788 — 21 сент. 1860) — нем. философ-идеалист. Изучал естествознание и— под руководством Шулъце — философию в Гёттингенском ун-те. В 1813—14 сбли­зился с Гёте. В 1818 закончил свой гл. филос. труд «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vor-stelhmg», Lpz., 1819). В 1820 —1831—приват-доцент Бер­линского ун-та; после 1831 жил во Франкфурте-на-Майне.

Высыпая против диалекти­ки и историзма, особенно против панлогизма Гегеля, Ш. примыкал к Канту и со­четал кантианство с плато­низмом и волюнтаризмом — основным и универсальным принципом всей философии

Ш. Воля для Ш.— абс. начало, корень всего су­щего. Сохраняя кантовское противопоставление «вещей в себе» и явлений, Ш., вопреки Канту, утверждал познаваемость «вещи в себе». Истинная философия, по Ш., исходит не из объекта, как материализм, и не из субъекта, как субъективный идеализм, а из пред­ставления, в к-ром Ш., вслед за Рейнгольдом, видел первый факт сознания. Представления, по Ш., рас­падаются на соотносительные объект и субъект. Форма объекта — «закон достаточного основания», высту­пающий в четверояком виде: как закон бытия (для пространства и времени), закон причинности (для ма­териального мира), закон логич. основания (для по­знания) и закон мотивации (для наших действий). Закон основания не касается субъекта и служит фор­мой лишь для объектов. Как форма всякого объекта закон основания всецело относителен и имеет силу только в пределах мира явлений. Познание в различ­ных формах закона основания осуществляется либо как интуитивное, пли непосредств., познание, либо как отвлеченное, или рефлективное, познание. Интуи­тивное познание — первый и важнейший вид знания; весь мир рефлексии в конечном счете покоится на мире



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: