Пентада сознательности

Все сказанное выше относится к людям, жизненные интересы которых, главным образом, сосредоточены на их собственной чувствительности. Другими словами, центральное место в их жизни занимает все воспринимаемое органами чувств, а также психическими центрам мышления, чувствования, движения и секса. Давайте теперь посмотрим, что происходит с человеком, когда его значение переходит от чувствительности к сознательности. В определенном смысле, можно назвать это переходом от жизни во сне к бодрствующему состоянию. Восприятие, высшей основой которого служит чувствительная энергия, определяется образами, появляющимися на чувствительном экране. Оно не может обеспечить непосредственный контакт человека ни с самим собой, ни с каким-либо другим объектом. Именно это имеется в виду под утверждением, что жизнь чувствительного, или животного человека протекает в состоянии сна. Вполне очевидно, что с человеком происходят серьезные перемены, когда весь его организм становится чувствительным, и, согласно Успенскому, его можно назвать Человеком №4. В отличие от большинства людей, такой человек бодрствует с точки зрения всех своих функций, и автоматические процессы в нем занимают подобающие им место инструментов воли. В этом случае, разделение чувствительности и сознательности становится легко осуществимым, и человек может по мере необходимости приводить себя в состояние самовоспоминания. Тем не менее, окончательное изменение его природы происходит, только когда Воля перемещается с уровня чувствительности на уровень сознательности. Для этого, в свою очередь, необходимо пересечь границу, отделяющую жизненные процессы от космических. До тех же пор, пока не произошло это перемещение воли, сохраняется тенденция ухода в состояние сна.

Между сознательностью и чувствительностью существует мощное тяготение, которое напоминает взаимное притяжение полов. На самом деле, его источником также является взаимная потребность, объединяющая жизненные энергии с космическими для образования материального мира. Когда это притяжение преодолевается, в действие вступает творческая энергия. Такова ситуация "целостного" человека, и ее можно изобразить как тетраду в форме креста.

У ситуации, отображенной на этой диаграмме, есть ряд особенностей, удивительных с позиции нашего обычного мышления.

Разделение чувствительности и сознательности возможно только, если жизнь не замыкается на себе. Возможно, вам будет понятнее, что я имею в виду, если повернуть диаграмму таким образом, чтобы жизненные энергии были на одном уровне, а космические на другом.

РИС. 13

ТВОРЧЕСТВО И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

На этом рисунке жизнь изображена как верхняя граница одной разновидности существования, а сознательное творчество - как нижняя граница другого. Это напоминает картину "двух миров". Один из них "существует" в обычном смысле этого слова, то есть, мы можем познавать его при помощи органов чувств и ума (чувствительность Е5), и воздействовать на него посредством автоматических механизмов нашего организма и создаваемых им инструментов. "Другой" мир находится вне жизни, вне ума (чувствительности), и мы можем контактировать с ним через сознательность. Хотя человек и не способен воздействовать на мир сознательности, он может участвовать в нем в форме творческой деятельности. Этот мир "есть", благодаря непрекращающемуся творению. Он не материален, в обычном смысле этого слова, и все же это мир энергий, и он зависит от энергетических трансформаций не в меньшей степени, чем ощущаемый мир.

РИС. 14

ГРАНИЦА ЖИЗНИ

Человек соединяет два этих мира воедино. Это главная причина его существования, и значимость человека зависит от его способности выполнять свою задачу. "Чувствительный" человек, о котором шла речь несколькими минутами ранее, объединяет сознательность и чувствительность, переводя все на уровень чувствительности, или, как мы обычно говорим, ума. "Сознательный" человек может отделять себя от собственного ума, выстраивая, таким образом, творческий мост между ощущениями и творчеством, то есть, между Жизнью и Космосом. Успенский выделял три градации сознательных людей. Во всех трех случаях рамки земного существования оставлены позади, но есть значительные различия в местоположении Воли. Центр тяжести Человека №5 располагается в сознательности (Е4). В Человеке №6 преобладает творчество (Е3). Наконец, Человек №7 - это тот, кто достиг предела возможностей человеческого развития и слился с Объединяющей Энергией (Е2). Позже мы еще поговорим с вами об этом высшем достижении человеческой самореализации.

Соответствующая схема может быть представлена в виде следующей пентады:

РИС. 15

ЗНАЧЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Понимание этой диаграммы не представляет особой сложности, пока мы не подходим к самому верхнему пределу, который соответствует Человеку №7, но о нем мы поговорим позже. Прежде всего, следует отметить, что внутреннее, или центральное значение Человека №5 заключается в самой сознательности. Осознание Себя, Человек со своим собственным Неизменным "Я", Человек с Душой, Человек, нашедший себя в себе - все эти и многие другие определения можно услышать в отношении людей, чье значение сконцентрировано в сознательности. В то же время, в качестве высшей границы его природы может выступать творчество. Он властелин собственной чувствительности, собственного ума и всех присущих ему возможностей. Кроме того, он поддерживает свое существование, полагаясь на автоматизм. В этом, как раз, и заключается основное отличие сознательного человека от чувствительного, который существует за счет жизни, и поэтому смертен. Сознательный человек существует за счет собственного автоматизма, и, следовательно, неподвластен жизненным процессам (Е7) органической жизни и смерти.

Тем не менее, возможности сознательного человека не исчерпывают скрытого потенциала, заложенного в человеческой природе. Человеку №5 недостает свободной творческой силы, сопровождающей возможность пересекать границу сознательности, которая отделяет ее от удивительного мира, где единственной реальностью является творчество, и все соответствует своему предназначению. Человек, который обрел себя в этом мире, в обычной жизни обладает непостижимыми для окружающих возможностями. Это Человек №6. Далее, опять же, следует человек, утвердившийся в Единстве. Причем, творчество играет в его существовании такую же роль, какую в случае чувствительного человека играет автоматизм. Достигнув определенного уровня, человек может использовать в качестве инструментов то, что находится на нижележащих уровнях.

Все эти концепции довольно трудно понять, пока различия между двумя разными способами существования не становятся очевидными. Гурджиев называл их Итокланоцким и Фуласнитамнийским принципами. Первый принцип соответствует людям первых четырех градаций, чьи действия зависят от внешней стимуляции. Второй принцип работает в случае сознательных людей, черпающих свою энергию из Космической Тетрады. Сознательный человек может представлять собой в той или иной степени независимую Волю, и создавать для себя любой необходимый для работы носитель. На самом деле, нетрудно понять, что это весьма упрощенное деление. Как я уже говорил, есть различные градации Сознательных Людей, но всех их объединяет чрезвычайно важное свойство: у них есть доступ к энергиям за рамками жизни. Это довольно трудно понять, поскольку мы привыкли видеть вокруг себя людей первых трех градаций, чей энергетический баланс зависит от состояния организма. В то же время, имея доступ к Творческой Энергии (Е3), человек получает власть над собственным организмом и всеми его функциями, включая трансформацию чувствительной энергии (Е5). Смерть таких людей также значительно отличается от обычной. Обычные люди, в жизни которых основное место занимает чувствительная энергия, связаны с объективным миром только через ощущения и мысли, то есть, функции физического организма. В связи с этим, восприятие, соответствующее чувствительной энергии, продолжается и после смерти, но это погружение в грезы. В случае большинства людей грезы просто становятся продолжением жизни, и они не способны даже понять, что "умерли". Понимание сопряжено с сознательностью, которая, как правило, поглощена чувствительностью и теряет возможность "видеть подлинную суть вещей".

Грезы могут продолжаться неопределенно долгое время: считается, что, сначала, человек страдает за свои неправильные поступки, а затем награда за добрые дела приходит в виде состояния вечного блаженств, то есть, "Рая". Только тем людям, чья воля сконцентрирована на восприятии Реальности, удается прорваться сквозь этот сон и пережить окончательное отделение чувствительности от сознательности, которое Гурджиев называл Вторым Священным Раскуарно или Второй и Окончательной Смертью. Если человек перешел через эту границу между жизнью и космическим существованием, он освобождается от ограничений собственно существования и может создать себе любую форму по собственному желанию.

Сказанное выше основывается на традиционных верованиях, но я пришел к таким же выводам, изучая энергии.

Говоря о смерти, я отнюдь не хочу показать, что разгадал ее секреты. Я просто объясняю, что, зная свойства энергий, мы можем составить схему, которая не будет противоречить ни повседневному опыту, ни религиозным представлениям. Причем, эта схема имеет не только теоретическую ценность, поскольку она должна помочь нам увидеть, что нужно для освобождения от оков, как материального мира, так и миров жизни. При переходе от чувствительности к сознательности мы сталкиваемся со странным парадоксом. У чувствительного человека есть иллюзия самости, что обусловлено поглощением сознательной энергии чувствительностью. Сознательный же человек формирует носитель или "тело", не зависящее от жизненных процессов. Иногда этот носитель называют "душой" или "Телом Высшего Бытия". Даже будучи не до конца сформированным, это тело позволяет сознательности проявлять независимую "Волю", что уже служит началом "Истинной Самости", или "Я". В то же время, у Человека №5 нет иллюзии самости, поскольку он понимает, что его сознательность зависит от Творческой Энергии (Е3), которую он не способен контролировать. Парадокс заключается в том, что, вопреки реальности личной свободы, отсутствует ощущение самости, или собственной личности. Возможно, вы лучше поймете, о чем идет речь, если я напомню вам следующий афоризм: "Свобода заключается в освобождении от иллюзии свободы, действие начинается с понимания бездействия". Осмыслить это можно, только, понимая, что Творчество находится за рамками Сознательности. Сознательный человек, благодаря тому, что Творческая Энергия становится частью его собственной природы, обретает свободу и способен "делать", но он не "сознателен" в отношении источника своей свободы и возможностей. Тем не менее, сознательный человек может черпать из этого Источника, и постоянно пополнять свои резервы за счет контактов с ним, но сам он не входит в этот источник, не знает его и, тем более, не способен управлять им!

Прежде чем идти дальше я должен сказать несколько слов еще об одном важнейшем свойстве сознательного человека. Я имею в виду его способность отделять себя от собственных инструментов. Чувствительный человек подвержен опасности отождествлять себя со своими ощущениями, чувствами, мыслями и, в особенности, с самой чувствительностью, то есть, со своим "Умом". Сознательный человек понимает, что это его инструменты, и никогда не допускает ошибки, принимая свой "Ум" за "себя самого", так же как мы не путаем с собой зеркало, в котором видим отражение своего тела. Чувствительность можно назвать "зеркалом опыта", а образы, появляющиеся в этом зеркале, представляют собой "содержимое ума". В то же время, чувствительный человек, в особенности, отчасти автоматичный, не способен разобраться в этой ситуации, поскольку его опыт почти целиком привязан к его "уму". Действие сознательности меняет картину, поскольку становится возможным "самонаблюдение", то есть, когда "самость наблюдает за собой". Однако "обособление ума" как инструмента возможно только в условиях полного самосознания.

В определенном смысле, неспособность чувствительного человека воспринимать настоящее положение вещей, является милосердной необходимостью. Эта неспособность спасает таких людей от постоянного осознавания своей смертности и собственного заблуждения, и позволяет им справляться с повседневными делами, иногда, чуть ли не творчески.

На самом деле, творческая энергия представляет собой обоюдоострое оружие. Ее присутствие уничижает жизнь. В связи с этим, для людей, чье существование сосредоточено на жизненных процессах, творчество ужасно. Для того чтобы творить, нужно "умереть", то есть, распрощаться с иллюзией делания. Коронация творчества может произойти, только когда ум сложил свои полномочия. В свою очередь, ум может капитулировать в результате истощения, случайной потери внимания, использования различных аскетических практик, или же, благодаря сознательному акту воли. Кроме того, иногда появляются люди, которые без трансформации собственной природы получают дар "успокоения ума", и, в их случае, сознательность может быть активной без соответствующего понимания собственной ничтожности. Такие люди представляют опасность для себя самих и окружающих людей, но они играют необходимую роль, служа каналами для проникновения творческих импульсов, которые задают новое направление жизненному процессу. В результате, этот процесс, который протекает в сфере, ограниченной конструктивной и чувствительной энергиями, получает возможность изменять себя.

Думаю, что мне следует сейчас сделать паузу и объяснить, что человек может существовать и ниже уровня чувствительности. Даже Человек №1, с чувствительным двигательным центром, но с автоматическим мышлением и чувствами не является "самой низкой градацией" человека. Есть практически полностью автоматичные люди, в функциях которых чувствительности исчезающе мало, а также, анормальные, или "ущербные" люди, которые вообще вряд ли выходят за жизненный, или вегетативный уровень. Но эти люди тоже необходимы для процессов трансформации, и нам следует относиться к ним с большой симпатией. Их судьба полностью зависит от нас, и, возможно, именно поэтому они часто вызывают столь сильные родительские чувства. Они могут служить средством развития сознательности, и даже творчества в других людях, участвуя в плодах этого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: