Билет №28 Постмодернизм в современной литературе

Постмодернизм - это особый тип мышлении, который направлен на критику либерального гуманизма(человек – Бог), на западе это явление пришло в 50, у нас в 70 гг. Проявился в философии, искусстве, литературе. Этот термин объединяет процессы направленные на синтез высокой литературы и массовой культуры. Это критическое отношения к идеологиям и утопиям. Это отказ от модернистского и авагардного культа новизны. П-М-кий текст имеет цитатную природу, т. е. опирирует уже известными языками и моделями

. Классикой П-М стали новеллы Хорхе Боргеса, Лолита Набокова, Имя розы Умберто Эко. Философской основой П-М стало явление деконструкции Жака Дерридара, археология знания Мишеля Фуко и теория симулякла Жака Бодрияра.

Западные теоретики определяют П-М как культурное сознание позднего капитализма, порождение цивилизации Мас.медиа или конец истории. Русский П-М появляется на рубеже 60-70 гг. Андрей Битов «Пушкинский дом», Венедикт Ерофеев «Москва –Петушки». Этому предшествовал кризис идеологии и волна студенческих волнений в Париже.

Бодрияр утверждал, что в эпоху П-М действительность заменяется сетью симулякров т. е. самодостаточных знаковых компонентов, не имеющих соответствий в реальном мире. Это подмена понятий, зомбирование. Они управляют поведением и сознанием людей по ТВ, масс.медиа. Это приводит к тому, что человеческое я складывается из совокупности симулякров. Мир при таком подходе воспринимается как огромный и многозначный текст из сплетения различных языков, цитат, культур(интертекстуальность). Поэтому для П-М характерна цитатность, а в условиях исчезновения реальности под напором виртуальности, симулякры остаются единственной формой восприятия.

В П-М дискредитируется понятие «правда». В мире хаотичного набора текстов не может быть единой правды, её заменяет множество интерпретаций. Правда может быть абсолютной в пределах одного культурного языка и фиктивной в пределах другого.

Пример П-М подхода к истории – это историческая конструкция академика Фоменко, где вся мировая история это продукт фальсификации ученых, это пример реконструкции официальной истории. В П-М царит атмосфера иронии и игры. Всё уже было написано, всё может восприниматься как цитата, всё попурри.

Специфика русского постмодернизма. Его развитие было прервано революцией 1917 года и наследием соц. Реализма, поэтому он во многом продолжает модерн и авангард серебряного века. Сильная мифологизация реальности сейчас сменяется критикой мифологической концепции не только советского периода, но и русской классической литературы. Однако разрушая её постмодернисты из разных осколков стремятся выстроить новую игровую мифологию, виртуальную реальность, реконструкцию исторической действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: