Антуан де сент-эекзюпери (1900-1944)

Антипод Сартра: не от сего мира, потому что воссоздает в творчестве забытый эпохой подлинный героический мир, воспевает человека действия, осененного духом, возрождает веру в абсолют. Творчество отражает процесс эссеизации в начале 20 века (ср. «Человек без свойств»). Свободный жанр с точки зрения формы и содержания оставляет место и для привычного художественного повествования, и для философского размышления, в центре всегда – авторское я со своим опытом индивидуального и всеобщего. Эссе синтезирует разные формы познания мира: художественное и философское, подчас научное, имеет сверхжанровую природу. Свободная форма соприродна Экзюпери. Уцелевший ребенок сумел сохранить возрожденческий взгляд на человека и мир. «Эссе о деяниях, о людях, о земле, о жизни» (Моруа). Выкристаллизовывается в творчестве постепенно. Знал о великой цепи бытия, о связи всего со всем, чувстве всеобщего сродства, укреплявшемся на протяжении жизни. Для современников мир распался на фрагменты, но Экзюпери находит во времени большие взаимосвязи. Образы растущего дерева, строящегося собора – образы целого должны развиваться и эволюционировать в сторону духовности. Человек и мир эволюционируют к абсолюту духовности и к богу.

Большое влияние на творчество оказал старший современник – ученый и богослов Пьер Тейар де Шраден (1881 – 1955), назвавший вершину эволюции «точкой Омега» («Феномен человека»). Поэтически-философское видение мира Экзюпери во многом сближает его с философией христианск. Читал доклады и лекции в Париже, издавал сочинения. Не исключено, что Экзюпери и де Шарден параллельно черпали информацию из поля, называемого «ноосферой» (ввел Эдгар Леруа, ученик Бергсона – о мыслящей оболочке, формирующейся человеческим сознанием). Основывались на лекциях 20-х в Сорбонне Вернадским. В «Божественной среде» (26-27 гг.) говорит о наблюдаемом коллективном пробуждении современников – о стремлении людей осознать жизнь и о религиозном резонансе, неизвестно откуда возникшее между двумя войнами. Общность идей теолога и летчика объясняется христианской культурой: христианская религия породила духовную культуру, которую я считаю своей. Ее краеугольный камень – начало, вершина – и все это Бог. Задачей жизни оба видит возрождение человека в христианской культуре – задача не из легких для эпохи. Незримый собеседник и единомышленник – отец Тейар. Де Шарден прошел в качестве санитара все войну, которая стала для него встречей с абсолютом. В 20-40-е большую часть времени проводит в экспедиции (он ученый-естествоиспытатель, палеонтолог, геолог). Во время экспедиций переживал часы глубоких прозрений. А Экзюпери схожие открытия позволила сделать профессия летчика. Оба – воспитатели зрения, стоящие на практической позиции и стремящиеся научить человека видеть не глазами, а сердцем – видеть бога повсюду. Их завораживает тайна жизни и вектор ее устремления – эволюция от материи к органической жизни и к человеку. «Один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее человека». Оба – философы действия, более сыны земли, нежели дети неба, оба верят в ценность земных дел и человеческого труда (Шарден: «обожение человеческого труда») ~ бог присутствует на кончике пера, мысли, действия, пера и пр.

Философия действия предполагает одновременное созидание человеком своей души – возрастание в духе и действенное участие в становлении мира. Оба осознают человечество как ветви одного дерева, знают, в каком направлении растет это великое дерево – ввысь, к точке Омега. Оба понимают крестный путь человечества оптимистически и воспевают величие человека, не принимают идеологический фанатизм, признают возможность разных точек зрения, плюралистичность методов при единстве целей.~ Яростно спорим разными словами с общей целью и одними методами… любить – значит смотреть в одном направлении.

Споры приносят раздоры и хаос, в завершенности войну. Но все мы люди, и потому готовы поделить в пустыне глотком воды. Эта истина приносит красоту. Отец Тейар – создатель концепции конвергирующей вселенной. Воплощением тяготения является эволюция универсума, на вершине которого стоит человек. Когда эволюция достигает высшей точки, мир устремляется к высшему синтезу – к точке Омега (к ключу свода, отсюда – образ дерева).

Вершина эволюции – бог, который пронизал мир соей силой, вытянул его своей силой. Все творческие усилия человека, все личные индивидуальности служат вселенской божественной цели (Александр Мень). Двух мыслителей также роднит другое обстоятельство: проблема зла в мире и искаженности человеческой природы теряется у Тейара, то же – у Экзюпери – зло оказывается на периферии интереса автора. Есть и общность на уровне образов: символ веры – в финале «Военного летчика» - и вера в мир и человечество с необратимой духовной эволюции и во всех произведениях второго.

Литературные, публицистические произведения Экзюпери следует рассматривать как единый, развивающийся текст. Летчик и писатель-философ были неразлучны в творчестве (летчик с профессиональным опытом формировал писателя-философа). Летчики были первопроходцами – смельчаками и искателями приключений, людьми действия, воплощавшими древнюю мечту человека. Повседневный героизм покорителя неба (самолетная точка зрения!) и исследователя земли свойственен Экзюпери. Стержень произведений получил название «философия действия», но творчество не наделяется аурой благородства – его шкала имеет два полюса: здесь обыватели духа – там добрые труженики земли. Эта же формула определяет оппозицию напряженности действия (активные, усердные труженики земли) и легкости потребительского существования (они же – обыватели духа).

«Южный почтовый» - 1926, опубл. в 29. Написано среди песков Сахары на краю земли. Это первое произведение и самый романтический роман с будущими константами дальнейшего творчества: лейтмотивом отсутствия покоя в образе пассатов, новый ракурс («до чего хорошо прибран мир, когда глядишь на него с высоты трех тысяч метров»), оппозиция мира действия и труда (летчики, радисты, матери, баюкающие младенцев) – и мира потребительского существования, намеченном в эпизодических образах (игрок в гольф, жигало) + оппозиция неодухотворенного человеческого сознания… тема подчинения неорганики сознанию. Сознание человека – путь к высшей ступени. Тема получит развитие в «Планете людей» «…мы заново перечитываем историю»). Каждый по-своему говорит о значении ноосферы. Сознание – чудо. Появляется мотив свободы, интерпретируемый свободой человека от привязанности как обреченности и безоружности. Из него позже вырастет полемика с экзистенциалистами и его собственное понимание свободы. Герой ищет смысл непонятного обетования, который дал ему неведомый бог. Летчик – скиталец в мире, к которому принадлежит и автор. См. эпизод опьянения со старыми учителями. Через 15 лет герой сумеет увидеть каждодневный смысл в подрезании роз (а тема есть уже в первом романе).

Тяготение привязано к земле, тяготение привязывает человека к самому себе и к родному дому. Структурно «Южный почтовый» строится как роман пути (как и сказка «Маленький принц». Поиски родника приводят в мир Женевьевы, однакоЖеневьева другая и мир ее другой. Она укоренена. Возвращение Берниса сравни спуску Орфея. Три добродетели требовались для таких путешествий: мужество, молодость и любовь.

Вне собора минуты не ведут никуда, но проповедь в соборе Нотр-Дам сознается как минуты отчаяния. 5 слов: «я – ошибка в расчете, я – жизнь». Эти слова связывают творчество. Де Шарден: существует одна страсть – страсть роста.

Женевьева и Бернис погибают в четко очерченных границах, связь потеряна, а тот, кто не связан с миром узами – обречен. Автор – друг Берниса называет себя нерадивым пастухом, паутинка дружбы которого не смога удержать Берниса.

Образ летчика-пастуха открывает следующий роман в пору работы Экзюпери в Южной Америке (30 год). «Ночной полет» углубляет оппозицию мира действия и мира обывательского существования. Обыватели еще не родились, но второй мир усложняется до обладающего особым величием мира личного счастья, символ которого – золотые алтари домашних ламп. Принцип действия воплощен в нескольких персонажах, главный из которых – Ривьер. Это пастырь, пасущий летчиков-пастухов, архипастырь. В завершенности из него вырастет князь в «Циатадели» - владыка пустынь. Пастырь – особенность поэтики, он же – ночной страж и крестьянин, пашущий плугом поле в поисках истины, хранитель света (смотритель маяка, позже фонарщик) и садовник. Все это труженики земли. Здесь берет начало гимн величию человека – в образе Ривьера, который верит в людей, выковывает людей, учит их преодолевать страх неведомого и направлять ход событий. С его же образом связаны мотивы рвения, усердия (развиты в «Цитадели»). Действие духовно формирует человека в сфере ремесла. Люди уже родились для мира, в отличие от обывателей, которые пока еще не существует. Принцип действия входит в противоречие с принципом личного счастья – правды жены летчика Фабьены – в столкновении двух правд заключена проблема действия как такового, несущего угрозу счастью. Проблема действия дана в размышлениях человека действия. Мы всегда поступаем так, как будто в мире существует нечто более ценное, чем человеческая жизнь, но что? Другой алтарь, воздвигаемый Ривьером – действие, направленное к общей пользе человечества. Главный урок романа – в диалектике победы и поражения. Победа часто ослабляет людей, поражение пробуждает в них новые силы. Лишь движение жизни следует принимать во внимание. Противоречия победы – поражения снимаются для знающих вектор движения жизни, то есть страсти роста. Живое неодолимо. Зерно сцены проповеди проросло: роман венчает мысль о жизни победительнице.

Мысль скреплена единым сюжетом.

«Планета людей» - 1938-1939 гг. – роман-эссе. Сокращается элемент вымысла, новая книга посвящена товарищу Анри Гийоме, потерпевшему аварию в перелете через Анды. Тема – место человека на земле, смысл его присутствия во вселенной. Писатель вступает в диалог с землей и природой, желая выявить всеобщую истину. Эпиграфом могла бы стать заключительная фраза: один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее человека.

Каждая из ряда новелл рассказывает об отдельных проявлениях человеческого духа. Быть человеком – значит чувствовать, что ты во все в ответе, и знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир. В каждом из фрагментов свои герои (вплоть до самого автора с другом-механиком). Все вместе рассказы свидетельствуют о чуде человеческого духа – найден образ человека духовного, ангела, победившего дракона. Им можно стать, лишь пройдя определенные этапы познания земли. Это на первом этапе от внимание к малому земному к благоговению перед большим небесным; понимание значения человеческих уз; величие ремесла в том и состоит, что оно объединяет людей, а также понимание смысла уз, соединяющих человека с землей + значение человеческой активности (та же оппозиция углубляется до духовности – бездуховности, идеального – материального). На одной стороне – крестьяне, ребенок, летчик, девушки-принцессы. Он – садовники или потенциальные садовники, возделывающие планету с любовью и борющиеся со смертью, восторгающиеся от встречи с миром. С другой стороны – работающие ради материальных благ: содержатель кабака, торговцы нефти, тореадор и игрок, дураки, уводящие принцесс в рабство, любители подстриженных газонов, термит-виновник. Все они тоже люди и браться, но глина засохла – и пробудить их невозможно. Рабство бывает счастливым, свобода может показаться горька и легковесна. См. образ арапа Барка. Свободный, легкокрылый ангел Барк зашил в свой пояс кусок свинца – груз связей, утяжелив свою свободу. Так прорисовывается уже конфликт с экзистенциалистами.

Человеческие связи – ядро романа. «Каждая секунда нашего молчания убивает тех, кого мы любим…» Уже в «Планете людей» появляется песчаная лисица, которая превратится в сказке в мудрого лиса.

+ Гимн ливийскому бедуину – спасителю, черты которого сотрутся в памяти. Человек.в котором можно узнать всех людей, и возлюбленный брат (см. гимн).

Раздел «Люди» венчает роман-эссе. В чем заключается истина человека? Когда в человеке пробуждаются все силы души или среди несчастий в нем пробуждается ощущение полноты, значит, он коснулся истины. Религия, культура, мера вещей, форма деятельности дают человеку ощущение полноты. Дело здравого смысла – объяснить жизнь. Великодушие и благородство! Истина также простота.

Возникает образ дерева: все мы, люди, ветви одного дерева, команда одного корабля, браться, связанные одной целью… В поисках одного направления, в котором надо смотреть людям, открывается множество ложных путей. Человеку необходимо искать ключ свода («Цитадель») – одну цель, закон эволюции = возрастание человеческого сознания.

Другой урок романа – помочь человеку пробудиться к жизни. А есть те, кому никто не помог – вот и ребенок, как маленький принц, Моцарт – обречен.

На литературу начинает в середине 30-х оказывает влияние журналистская практика. Экзюпери побывал в Испании, где шла гражданская война. Раньше посетил Советский Союз, прислав из Москвы пять очерков (о поездке в поезде почти без изменений вошел в роман «Планета людей»). В СССР не успел разглядеть главное зло режима, обманывался симпатичной декларацией советской власти.

В марте 39 отправился в Третий Рейх в качестве журналиста, возвратился в Париж на следующий день после вступления немцев в Прагу, не желая оставаться во враждебном государстве («милый друг – это война…»). В центр следующей книги выносит понятие собора и человеческой цивилизации (оно расшифровывает понятие дерева и корабля в «Планете людей»). Оппозиция духа и рассудка. Книгу 42 года запрещают нацисты и правительство Виши, но сторонники де Голля осуждают за враждебные пораженческие настроения, которых на самом деле нет и следа.

01.12.11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: