С позиции «психотрансформативного подхода» М.Ш. Магомед-Эминова (1998), процесс переживания дисгармонии может быть представлен как трансформация личности. В самом общем виде она есть «порождающий процесс, в ходе которого осуществляется психическая работа личности по преобразованию исходного содержания в трансформированную предметность». Автор выделяет два вида трансформации (хотя, на наш взгляд, лучше их обозначить как уровни):
1. Экзотрансформация – «психическое содержание из глубины душевной жизни устремляется на поверхность, затем втягивается вновь в глубины, но уже обогащенное новым содержанием реальности. Так осуществляются процессы интериоризации и экстериоризации; интернализации и экстернализации; проекции и интроекции». В данном случае личностных изменений еще не происходит.
2. Эндотрансформация – здесь происходит преобразование личности из одной целостности в другую или происходит достижение «большей зрелости, полноты, самоосуществления, самореализации».
|
|
Эндотрансформация в критической ситуации может вести как к её преодолению, и тем самым к личностному росту, так и способствовать формированию «защитно-компенсаторных» образований – в виде девиаций поведения. Произойдет это в том случае, если новая целостность личности будет менее адаптирована к условиям социальной действительности.
В качестве форм трансформации у М.Ш. Магомед-Эминова (1998) выступают: травмотрансформация, базисная трансформация, нормативная трансформация, индивидуальная трансформация, индукционная трансформация, самоактуализирующая трансформация, возрождающая трансформация и потенциирующая трансформация.
Индукционнаятрансформация происходит благодаря участию людей в ритуалах, массовых мероприятиях, посредством выполнения определенных ритуальных действий и проигрывании определенных социальных ролей. На феноменологическом уровне это может проявляться в сверхценных психологических увлечениях, реакциях как характерологических, так и патохарактерологических.
Травмотрансформация определяется особенностями способа существования личности, требующего от человека задействования глубинных потенциалов личности, включения особого – экстремального режима функционирования.
Онтогенетическая(базисная) трансформация. В основе лежит положение З. Фрейда о том, что фундамент личности складывается в детстве, и, следовательно, за психологическими коллизиями взрослых скрыты драмы детской душевной жизни. Таким образом, «актуальные процессы личности являются выражением прошлых психических осадков, слоев душевной жизни».
|
|
Нормативная трансформация происходит как последовательное движение развития личности по определенной психосоциальной матрице. Те сдвиги, которые произошли в процессе переживания дисгармонии, будут детерминировать всё последующее развитие и существование личности.
Потенциирующая трансформация реализуется как процесс актуализации личности в релевантной жизненной ситуации. Как только личность попадает в подходящую ситуацию, ресурсы её развития начинают активизироваться, разворачиваться, находя свое выражение в конкретных формах. При этом рост личности происходит как актуализация потенций личности. Этот механизм трансформации имеет место, когда есть мотивационная готовность личности к преобразованиям. В качестве условий, трансформирующих личность, могут выступать конгруэнтность (открытость, подлинность), безусловное позитивное отношение (дружелюбие, доброта, принятие), эмпатическое слушанье (К. Роджерс, 1994).
Данная форма преобразований может наблюдаться и при переживании дисгармонии, но в том случае, если она выступает как активное противостояние проблеме с использованием различных альтернатив её решения.
Возрождающая трансформация – преодолевает «застой» жизни, возникающий по причине экстремальности или «неподвижности» существования. Такая трансформация иногда может иметь и печальные последствия. Это связанно с тем, что для того, чтобы «разнообразить» жизнь, подросток может начать употреблять психоактивные вещества либо избирать хобби и совершать поступки, опасные как для него самого, так и для окружающих.
Искусственная трансформация психические преобразования личности, возникающие под влиянием внутреннего или внешнего, специально организованного, воздействия. Данная форма может быть использована в психокоррекционных целях. Однако она может происходить и под влиянием референтных лиц или ближайшего окружения, что может внести элемент неконструктивности в развитие личности (семейные и групповые девиации).
Индивидуационнаятрансформация происходит обретение личностью целостности, что, как мы считаем, может иметь как положительную сторону, так и отрицательную – в случаях, если новая целостность внутренне неустойчива.