Экзистенциализм в философии и литературе. Философское и художественное творчество Ж.-П. Сартра, А. Камю

В вопросах литературы Э. Исходит из несовершенства и абсурдности мира. Человек – абсурдный. Влияние Э. Сравнимо с влиянием идей Фрейда. Э. Сложился в конце 19-нач 20 века. Хайдеггер, Ясперс, Бердяев. Также Э. Сформировался как литературное направление прежде всего во Фр. Экзистенциализм(от позднелат. existentia – существование) – течение в европейской философии и литературе, основанное на утверждении ценности человеческого существования во враждебном или равнодушном по отношению к человеку мире и исследующее его возможности в данной системе координат. Это направление интернациональное и очень неоднородное в своей конкретике, но единое в комплексе идей, который в самом общем виде можно определить как трагический гуманизм XX в.

Картина мира Бытие абсурдно, хаотично, в нем не существует каких либо законов. История современная как и история человечества вообще - как хаос или неизбежность, они не могут быть осознанны и поняты. В художественных текстах пространственная конкретика теряет свою значимость. Появляется пространство вообще обобщенная модель мира. Концепция личности Интерес к индивидуальной судьбе противостоящей абсурду жизни. Предмет изображения – внутренний мир героя, трагедия мысли, осознающей бесчеловечность мира.

В годы 2МВ – А.Камю, Ж.П.Сартр. Оказал влияние не литературу и кинематограф. Абсурд как прием в литературе закрепился под влиянием Э. «Мир вокруг нас путой и абсурдный. Нет Бога, нет идеала! Остается одно – экзистенция. Существование это то, что человек должен принять, так как разум не способен справится с враждебностью бытия». Э. Делает ставку на индивид. Начала. Исследует человека на уровне жизни в себе. Впервые Э. вКлюч. "смерть» как мотив доказательства смерти человека, мотив обреч. человека. Э. Привлекает желанием понять чел., трагизм сущности человека.

Сартр Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Идеалистическая философия Сартра - одна из разновидностей атеистического экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и развёртывается в веренице её произвольных выборов, не предопределённых законосообразностью бытия, какой-либо заведомо данной сущностью.

Отношения человека и мира Сартр рассматривал не в единстве, а как полный разрыв между безнадёжно затерянным во Вселенной и влачащим, однако, бремя метафизической ответственности за её судьбы мыслящим индивидом, с одной стороны, и природой и обществом, которые выступают хаотичной, бесструктурно-рыхлой полосой «отчуждения», - с другой.

Писатель и в своей прозе (роман «Тошнота», 1938; сборник рассказов «Стена», 1939; незавершённая тетралогия «Дороги свободы», 1945 - 49), и в драматургии («Мухи», 1943; «За запертой дверью», 1945; «Дьявол и господь бог», 1951; «Затворники Альтоны», 1960, и др.) сопрягает умозрительную философичность с физиологизмом бытовых зарисовок, миф и репортаж, изощрённую психологическую аналитику и открытую публицистичность. От книги к книге у Сартра развёртываются злоключения интеллигента в поисках свободы - перепутья и тупики.

Лит-ная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистич. позиций.

Атеистическо - экзистенциальный взгляд Сартра, если можно так сказать, начинает здесь свой путь. Темы, которые поднимает автор, типичны для философии существования — человеческая судьба, хаос и абсурд человеческой жизни, чувства страха, отчаяния, безысходности. Сартр подчёркивает значение свободы, трудности, которые она привносит в существование, и шансы, позволяющие их преодолеть. Протагонист романа пытается найти Истину, он хочет понять окружающий его мир. Абсурд, прежде всего, понимается как осознание бессмысленности и иррациональности жизни.

«Тошнота» предстаёт перед читателем в виде дневника некого Антуана Рокантена. Впрочем, мы видим всего лишь несколько дней из жизни героя. Цель дневника — «докопаться до сути». Антуана гложет какая-то перемена, приключившаяся с ним, в ней он и хочет разобраться. Периодически на героя находит тошнота, или, точнее, Тошнота. Тошнота — это слишком сильное обострение ощущений Антуана, сопровождающее внезапное осознание мира. На него вдруг наваливается окружение — образы разлагающихся, по его мнению, людей, тяжелеющий воздух, цвет стены — всё, что угодно. «Раз открыв этот „безумный, безумный мир“, Рокантен уже не может нигде и ни в чём найти точку опоры: всё поплыло перед его эмоционально преображённым взором, всё потеряло привычные очертания и обнаружило новое измерение, не поддающееся освоению и усмирению обычными человеческими средствами… Подоплёкой такого чувства является, конечно, эстетическая чуткость к безобразному — оборотная сторона влечения к прекрасному. + Чума Камю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: