Темы и их краткое содержание

Раздел 1. Театр Древней Греции

1.1. Происхождение древнегреческого театра.

Театральное искусство как специфическое явление древнегреческой культуры эпохи классики (конец VI – Vв.до н.э.)

Греко-персидские войны и укрепление полисной демократии. Роль Афинского полиса в развитии театра. Культ Диониса и театр. Начало регулярной деятельности афинского театра (ок.534 г. до н.э.). Общественное значение театра.

1.2. Устройство театра, организация зрелищ.

Устройство театрального здания и организация спектаклей.Функции хорега.

1.3. Характер спектаклей, театральный хор и актерское искусство в Древней Греции.

Древнегреческий театральный хор и особенности актерского исполнительства.

1.4. Трагедии Эсхила.

Мифология и формирование драматургии как рода театральной поэзии.

Создатели античной трагедии. Эсхил (525 – 456 г.до н.э.). Тематика, проблематика и поэтика трагедий. Эволюция трагического жанра.

1.5. Трагедии Софокла.

Создатели античной трагедии. Софокл (496–406). Тематика, проблематика и поэтика трагедий. Эволюция трагического жанра.

1.6. Трагедии Еврипида.

Создатели античной трагедии. Еврипид (ок.485–406). Тематика, проблематика и поэтика трагедий. Эволюция трагического жанра.

1.7. Учение Аристотеля о театре.

Учение Аристотеля (384– 322) об искусстве театра. «Поэтика»: категория трагического, понятия «мимесис», «катарсис».

1.8. «Древняя комедия». Аристофан.

Пелопонесская война и кризис рабовладельческой полисной демократии. Особенности «древней аттической» комедии Аристофана (446 – 385), уникальность ее структуры и универсальность ее тематики и проблематики. Специфика комедийных представлений.

1.9. Театр эллинистического периода. Общая характеристика.

Эпоха эллинизма и римской колонизации Греции (IV – III в.до н.э.). Изменения в древнегреческой театральной практике. Архитектура театров. Профессиональные объединения мастеров зрелищ – «умельцы Диониса».

1.10. «Новая комедия». Менандр.

Менандр (343 – 291) и образцы «новой аттической» комедии.

Раздел 2. Театр Древнего Рима

2.1. Особенности развития театра в Древнем Риме в эпоху Республики.

Историко-политические особенности римского государства. Специфика мифологи. Ритуальные и праздничные игры. Заимствование театральных форм (у этрусков ок. 364 г.до н.э., у греков ок. 240 г.до н.э., у италийских народов).

2.2. Древнеримская «комедия плаща» (паллиата). Драматургия Тита Макция Плавта.

Основные литературные и импровизационные жанры римского театра эпохи Республики (Ш – 1 в.до н.э.). Ателлана и ее маски. Римская «комедия плаща» (паллиата). Драматургия Плавта (ок. 254 – 184)

2.3. Драматургия Публия Теренция.

Драматургия Публия Теренция (185 – 159). Особенности устройства спектаклей. Сцена флиаков.

2.4. Особенности развития театра в Древнем Риме в период кризиса Республики.

Эволюция зрелищ в условиях кризиса (диктатура Цезаря и падение Республики). Временные и постоянные театры. Театр Помпея (55 г. до н.э.). Зрелища амфитеатров.

2.5. Особенности развития театра в Древнем Риме в эпоху Империи.

Римская культура эпохи принципата Августа (ранняя Империя 27 г.до н.э. - 14г. н.э.) и театр.

2.6. Трагедии Сенеки.

Правление Нерона (54-68) и театр. Трагедии Л.-А.Сенеки (5 г.до н.э. – 65 г.): тематика, проблематика, поэтика и сценическое воплощение.

2.7. Римские театральные сооружения и характер зрелищ.

Амфитеатр Флавиев (Колизей) 80 г. Пантомима, мим, зрелища цирка.

2.8. Античные мыслители о театральном искусстве.

Гораций (65 — 8 г. до н.э.) о театре.

Раздел 3. Театр Средних веков Западной Европы

4. Истоки и пути формирования Средневекового театра.

Христианская религия и ее отношение к театральным зрелищам. Католическая церковь и специфика ее обрядности, театрализация богослужений.

5. Литургическая драма.

Основные формы церковного театра: духовные игры (литургическая драма: Х – X1 в. XII – XIII в.) и их образцы.

6. Миракль.

Миракль – специфический жанр XII – XIV в. и его образцы.

7. Представление Средневековых мистерий.

Мистерии и площадной (городской) мистериальный театр (XIII – XVI в.). Парижское «Братство страстей» (основано в 1402) – первый монопольный средневековый театр. Устройство мистериальных постановок (образец: Валансьенская «Мистерия страстей» 1547 г.).

8. Развитие светских форм Средневекового театра. Общая характеристика.

Народный (мирской) театр и разнообразие его форм. Шутовские братства (образец: Дижонская инфантерия XV в.).

9. Драматургия Адама де ла Аля.

Пасторально-аллегорические игры (Адам де ла Аль –ХIII в.).

10. Искусство гистрионов-жонглеров.

Профессиональные актеры (жонглеры-гистрионы).

11. Моралите и соти.

Моралите. Соти.

Постоянное взаимодействие религиозных и народных зрелищных форм.

12. Фарс.

Французские фарсы. Немецкие фастнахтшпили и майстерзанги. Нидерландские камеры риторов и пр.

Раздел 4. Театр эпохи Возрождения. Итальянский театр

4.1.Театр эпохи Возрождения. Введение.

Понятие «Возрождения» («Ренессанса»). Идеологические и эстетические концепции ренессансного гуманизма как база формирования новой театральной культуры. Периодизация театральной практики в странах Западной Европы.

4.2.Истоки итальянского театра эпохи Возрождения.

Истоки итальянского театра эпохи Возрождения и становление театра гуманистов (конец XV – начало XVI в.).

4.3.Театр эрудитов (ученый театр). Трагедия. Комедия. Пастораль. Характеристика жанров.

Театр эрудитов (ученый театр): характеристика жанров (трагедия, комедия, пастораль).

4.4. Луд о вико Ариосто и театр.

Луд о вико Ариосто (1474 – 1533) как зачинатель ренессансной европейской драматургии. «Комедия о сундуке» 1508 г.

4.5.Никкол о Макиавелли и театр

Никкол о Макиавелли (1469 – 1527) как создатель комедии нравов. «Мандрагора» 1518 г.

4.6.Пасторальная драма.

Драматургия Торквато Тассо. Пасторальная драма «Аминта».

4.7.Театральная архитектура и декорационное искусство XVI–XVII в. Театр Олимпико

Театральная архитектура, декорационное искусство и режиссерско-сценографическая деятельность крупнейших мастеров. Деятельность Филиппо Брунеллески (1377 – 1446),

4.8.Театральное творчество Леонардо да Винчи.

Режиссерско-сценографическая деятельность Леонардо да Винчи (1452 – 1519).

4.9.Театральное творчество Рафаэля Санти.

Режиссерско-сценографическая деятельность Раффаэля Санти (1483 – 1520).

1.. Сценографические концепции Себастиано Серлио и Джорджо Вазари

Режиссерско-сценографическая деятельность Джорджо Вазари (1511 – 1574) и Себастиано С е рлио (1475 – 1554).

1. Бернардо Буонталенти и традиции его сценографии.

Режиссерско-сценографическая деятельность Бернардо Буонталенти (1536 – 1608).

2. Театральное творчество Джован Баттиста Алеотти.

Режиссерско-сценографическая деятельность Джован Баттиста Алеотти (1546 – 1636).

4.15.Комедия дель арте. Ее истоки и пути формирования.

Комедия дель арте. Ее истоки и пути формирования.

4.16.Театрально-эстетические принципы комедии дель арте.

Театрально-эстетические принципы комедии дель арте.

1. Основные маски комедии дель арте.

Основные маски комедии дель арте.

2. Выдающиеся театральные труппы (Джелози, Конфиденти и др)

Выдающиеся театральные труппы (Джелози, Конфиденти и др.).

3. Крупнейшие актеры: актерская династия Андреини и др

Крупнейшие актеры (актерская династия Андреини и др.)

4. Гастроли трупп дель арте и их влияние на зарубежную сценическую практику.

Гастроли трупп дель арте по странам Европы и их влияние на зарубежную сценическую практику.

Раздел 5. Театр эпохи Возрождения. Испанский театр.

    1. Основные этапы развития испанского театра эпохи Возрождения.

Особенности социально-политического положения Испании. Завершение Реконкисты (1492 г.) и становление ренессансной культуры. Место театра в обществе, основные этапы его эволюции.

Лопе де Руэда его «пасос» (фарсы) и тип сценического простака.

Лопе де Руэда (1505/1510 - ум. 1565): его «пасос» (фарсы) и тип сценического простака.

5.3. Мигель Сервантес Сааведра как реформатор драматургии..

Мигель Сервантес Сааведра (1547 – 1616) как реформатор драмы.

5.4. «Золотой век» испанского театра. Драматургия и театральная деятельность Лопе де Вега.

«Золотой век» испанского театра. Лопе де Вега (1562 – 1635) – «чудо природы» (по характеристике Сервантеса). Основные жанры драматургии Лопе де Вега: народно-героические драмы, драмы чести, комедии плаща и шпаги, аутос. Гармоничность и правдивость как принципы его художественного метода.

5.5. Трактат Лопе де Вега «Новое искусство сочинять комедии»

Трактат «Новое искусство сочинять комедии» (1606).

5.6. Драматургия Тирсо де Молина.

Тирсо де Молина (1571 – 1648) и эволюция драмы «золотого века». Проблематика и поэтика его основных пьес. Черты маньеризма и барокко в его искусстве.

1. Драматургия Хуана Руиса де Аларкона.

Пьесы Хуана Руиса де Аларкона «Сомнительная правда», «Ткач из Сеговии». Развитие комедии характеров.

2. Драматургия Педро Кальдерона де ла Барка.

Педро Кальдерон де ла Барка (1600 – 1681) – крупнейший драматург барокко. Доминанта трагического в его эстетике. Нравственно-философские и религиозные позиции драматурга. Его основные шедевры.

3. Организация театральных зрелищ. «Бродячие» и «титулярные» труппы. Публичные коррали (театры).

Организация театральных зрелищ. «Бродячие» и «титулярные» труппы. Публичные коррали (театры) в столице (корраль де ла Круз, осн. в 1579 г., корраль Принципе, осн. в 1582 г.) и в крупных городах. Устройство театрального помещения. Особенности сценического пространства.

4. Сценография. Особенности спектакля в коррале. Представление аутос.

Сценография. Особенности спектакля в коррале. Представление аутос.

5. Актерское искусство Испании XVI – XVII вв.

Крупнейшие актеры Испании эпохи Возрождения и барокко.

Раздел 6. Театр эпохи Возрождения. Английский театр.

6.1.Формирование и организация английского профессионального театра.

Особенности социально-политического положения страны. Формирование английского профессионального театра. Англиканская церковь и пуритане против театра. Театр в эпоху правления Елизаветы Тюдор (1558 – 1603).

6.2. Возникновение гуманистической драмы в Англии в XVI в. Предшественники Шекспира.

Гуманисты и театр. «Университетские умы» и театр.

6.3. Драматургия Кристофера Марло.

Кристофер Марло (1564 – 1593) – предшественник Шекспира.

6.4. Общая характеристика творчества Шекспира (периодизация его драматургии).

Уильям Шекспир (1564 – 1616) и театр. Первый период творчества (1590 – 1600). Второй период (1601- 1608). Третий период (1609– 1613).

6.5. Исторические хроники Шекспира. Общая характеристика.

Цикл пьес-хроник из истории Англии.

6.6. «Ричард III». Проблематика и поэтика.

«Ричард III». Проблематика и поэтика.

6.7.«Генрих IV». Проблематика и поэтика.

«Генрих IV». Проблематика и поэтика.

6.8.Образ Фальстафа в творчестве Шекспира.

Фальстафовский фон. Образ Фальстафа в исторической хронике «Генрих IV” и в комедии «Виндзорские насмешницы».

6.9.Основная проблематика ранних комедий Шекспира. «Укрощение строптивой».

Комедии. Основная проблематика ранних комедий Шекспира. «Укрощение строптивой».

6.10. Зрелые комедии Шекспира 1595-1600 гг.

Зрелые комедии. «Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится». «Двенадцатая ночь».

6.11. «Ромео и Джульетта». Особенности трагического мироощущения.

Ранние трагедии. «Ромео и Джульетта».

6.12. «Мрачные комедии» Шекспира. «Мера за меру».

Второй период (1601- 1608). Мрачные комедии. «Мера за меру».

6.13. Великие трагедии Шекспира. Общая характеристика. Проблема героя.

Великие трагедии. Особенности трагического мироощущения. «Гамлет». Проблематика и поэтика. «Отелло». «Король Лир». «Макбет». «Антоний и Клеопатра».

6.14. «Гамлет».

«Гамлет». Проблематика и поэтика.

6.15. «Отелло».

«Отелло». Проблематика и поэтика.

6.16. «Король Лир».

«Король Лир». Проблематика и поэтика.

6.17. «Макбет».

«Макбет». Проблематика и поэтика.

6.18. «Антоний и Клеопатра».

«Антоний и Клеопатра». Проблематика и поэтика.

1. Герой и народ в римских трагедиях Шекспира. «Юлий Цезарь», «Кориолан».

Герой и народ в «римских» трагедиях. «Юлий Цезарь», «Кориолан».

1.. Последние пьесы Шекспира. Общая характеристика.

Третий период (1609– 1613). Драмы.

6.21. «Буря».

«Буря». Проблематика и поэтика.

6.22. Драматургия младших современников Шекспира. Бен Джонсон.

Младшие современники Шекспира. Бен Джонсон (1573 – 1637).

6.23.Типы театров, устройство сцены, декорации и постановочная техника в Англии XVI – начала XVII вв.

Театры и актеры. Типы театров, устройство сцены общедоступного театра («елизаветинская сцена»), декорации и постановочная техника XVI – начала XVII в. Театр Земного шара (Глобус). Его труппа.

6.24.Актерское искусство английского театра эпохи Шекспира. Общая характеристика.

Творчество Ричарда Бербеджа.

6.25. Парламентский указ 1642 г. о запрете театра и его последствия.

Английские пуритане против театра. Парламентский указ 1642 г. о запрете театра и его последствия.

Раздел 7. Французский театр XVII в.

7.1. Пути развития французского профессионального театра XVI-XVII вв.

Особенности социально-исторического развития страны. Религиозно-политические конфликты и абсолютизм. Основные тенденции культуры. Взаимодействие традиций ренессанса и барокко и формирование французского профессионального театра.

1. Бургундский отель и его актеры.

Бургундский отель XVI – начала XVII вв.

Рационализм в философии и эстетике. Культурная политика кардинала Ришелье (основание Французской Академии 1635 г.) и театр. Метод классицизма как основа «правильного» искусства. Крупнейшие теоретики классицизма и театр. Никола Буало (1636 – 1711). Его трактат «Поэтическое искусство» 1674.

7.3. Драматургия Пьера Корнеля.

Поэтика классицизма и творчество Пьера Корнеля (1606 – 1684). Премьера спектакля «Сид» (театр Маре 1636 г.).

7.4. Драматургия Жана Расина.

Творчество Жана Расина (1639-1699). Спектакль «Федра» (Бургундский отель 1677 г.). Расин как теоретик, постановщик и педагог. Трагедия «Аталия» («Гофолия») 1690. Ее проблематика и поэтика как итоговые концепции театра Расина. Ведущие актеры Бургундского отеля конца XVII в.

7.5. Драматургия Мольера.

Театральная деятельность Мольера (Жан-Батист Поклен, 1622 – 1673).

Ранний период творчества: Блистательный театр (1644) и 13 лет работы в провинциях(1645 – 1658). Формирование жанра высокой комедии в творчестве Мольера и основные сочинения этого жанра. Борьба за постановку «Тартюфа» 1664 – 1669. Мольеровские шедевры в жанрах комедии балета и фарса.

7.6. Мольер — актер и руководитель труппы.

Мольер как актер, режиссер, руководитель труппы.

Ведущие актеры театра Мольера. Последний спектакль Мольера: «Мнимый больной» 1673 г.

7.7. Сценическая практика второй половины XVII в. Организация театра Комеди Франсез.

Организация Французского театра (Комеди Франсез). Его (ее) деятельность в конце XVII – начале XVIII вв.

Раздел 8. Английский театр XVIII в.

8.1. Особенности развития английского театра в эпоху Просвещения. Новые жанры драматургии.

Англия периода Реставрации и после так наз. «славной революции» 1688 г. Театральная практика в эпоху Реставрации. Комедия Реставрации и ее образцы.

Особенности идеологии и театральной эстетики английского Просвещения.

8.2. Джон Гей и театр.

Новые жанры драматургии: нравоучительная комедия, сатирическая комедия, балладная опера, мещанская драма. Джон Гей (1685 – 1732) и постановка «Оперы нищего» 1728 г.

8.3. Генри Филдинг и театр.

Генри Филдинг (1707 – 1754) и театр. Закон о театральных лицензиях (1737) и его последствия.

8.4. Драматургия Ричарда Бринсли Шеридана.

Драматургия второй пол. XVIII в. Ричард Бринсли Шеридан (1751 – 1816) и театр.

8.5. Развитие сценического искусства в Англии. Крупнейшие актеры.

Развитие сценического искусства. Театры: привилегированные (Дрюри Лейн: открыт в 1682 г.и Ковент Гарден: откр. 1732 г.) и «малые» (например: Хеймаркет). Ведущие актеры: Томас Беттертон. Джеймс Куин. Чарльз Маклин. Актрисы как новое явление английской сцены.

8.6. Творчество Дэвида Гаррика.

Творчество Дэвида Гаррика (1717–1779). Гаррик как «абсолютный актер» (характеристика Лессинга). Особенности его метода. Интерпретация шекспировских ролей. Гаррик как руководитель театра и режиссер. Традиции школы Гаррика

Раздел 9. Французский театр XVIII в.

9.1. Основные идейно-художественные тенденции просветительского театра Франции.

Основные идейно-художественные тенденции французского театра эпохи Просвещения.

9.2. Комедия первой половины XVIII в. Жан-Франсуа Реньяр. Ален-Рене Лесаж. Пьер Мариво.

Мольеровские традиции и комедийная драматургия: Ж.-Ф. Реньяр (1655 – 1709).

Театральное творчество Алена-Рене Лесажа (1668 – 1747) и его деятельность в ярмарочных театрах.

Новые формы во французской комедии первой половины XVIII в. (слезная комедия, серьезная комедия). Рококо и «мариводаж»: Драматургия Пьера Мариво (1688 – 1763).

9.3. Вольтер и театр.

Вольтер (1694– 778) и театр. Художественное своеобразие театрального метода Вольтера (просветительский классицизм). Проблематика его драматургии и ее эволюция. Вольтер – реформатор спектакля (его работа с актерами и его постановочные новшества).

9.4. Дени Дидро и театр.

Дени Дидро (1713 – 1784) и театр. «Энциклопедия» и мировоззренческие позиции зрелого Просвещения. Театр как учреждение воспитания и просвещения граждан. Критика Дидро классицизма в драматургии. Теоретическая разработка новых драматических жанров и практические опыты по созданию «мещанской драмы». Теория актерского творчества: «Парадокс об актере» (1 изд. 1773). как обоснование сценического классицизма.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) и его оппозиция по отношению к театральным концепциям и реформам просветителей на привилегированной сцене. Его опыты в «неправильном» жанре (пастораль, комическая опера).

Опыты в «серьезном жанре» последователей Руссо (Мишеля Седена и Луи-Себастьяна Мерсье.).

9.5. Бомарше и театр.

Театральная деятельность Пьера - Огюстена Карона де Бомарше (1732 – 1799). Проблематика и поэтика его трилогии о Фигаро.

9.6. Актерское искусство Франции XVIII в.

Актерское искусство Франции XVIII в. Основные тенденции. Традиции расиновской и мольеровской школы в искусстве актеров Комеди Франсез. Характеристика творческого почерка Мишеля Барона, Адриенны Лекуврёр, Мари Дюкло и др. Вольтеровская школа актерского искусства. Творчество Мари Дюмениль (1713 – 1803), Ипполиты Клерон (1723 – 1803), Анри-Луи Лекена (1729 – 1778). Крупнейшие комедийные актеры. Пьер-Луи Превиль (1721– 1799).

9.7. Привилегированные и ярмарочные театры.

Парижский Театр Итальянской Комедии в XVIII в.

Ярмарочные и бульварные театры Парижа в XVIII в.

Раздел 10. Немецкий театр XVIII в.

10.1. Основные этапы развития немецкого театра в эпоху Просвещения.

Особенности общественно-политического развития Германии и специфика немецкой просветительской идеологии. Основные этапы формирования просветительского театра.

Период 1720-х – 1730-х годов и восприятие классицистских традиций французского и английского образца. Творческая деятельность Каролины Нойбер (1692 – 1760), ее лейпцигская антреприза (с 1727 г.) и ее школа.

10.2. Готхольд Эфраим Лессинг и театр.

Театральная деятельность Готхольда - Эфраима Лессинга (1729 – 1781). Лессинг как критик, противник классицизма («Гамбургская драматургия» 1765). Лессинг как эстетик и теоретик, создатель просветительской поэтики драматического искусства (трактат «Лаокоон» 1766 г.). Разработка новых жанров в драматурги Лессинга. «Эмилия Галотти» 1772 г. как образец «мещанской трагедии». Лессинг о Шекспире.

Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803) и развитие немецкого просветительского «шекспиризма».

Театральное движение «бури и натиска». (1770-е – 1780-е годы)

10.3. Иоганн Вольфганг Гёте и театр.

Театральная деятельность Иоганна Вольфганга Гёте (1749 – 1832) в период «бури и натиска». «Гёц фон Берлихинген» 1771г. как опыт исторической хроники. Концепция Шекспира в творчестве Гете («Театральное призвание Вильгельма Майстера» 1 ред. 1777 г.)

Театральная деятельность Гёте в «Веймарский период». («веймарский классицизм»). Драматургия. Театральная практика.

10.4. Фридрих Шиллер и театр.

Театральная деятельность Фридриха Шиллера (1759 – 1805) в период «бури и натиска». Постановка драмы «Разбойники» 1781. и «мещанской трагедии» «Коварство и любовь» 1783. Проблематика и поэтика трагедии «Дон Карлос» и переход на позиции «веймарского классицизма». Шедевры «веймарского периода» (пример: трилогия «Валленштейн»). Теоретические труды Шиллера о театре. Сценическапя практика веймарского периода.

10.5. Основные тенденции актерского искусства Германии эпохи Просвещения. Крупнейшие актеры.

Основные тенденции актерского искусства Германии середины и второй половины XVIII в.

Творчество Конрада Экгофа (1720 – 1778), Конрада Аккермана (1710 – 1771), Софии Шредер (1714 – 1793). Актерская и режиссерская деятельность Фридриха Людвига Шрёдера (1744 – 1816). Его постановка «Гамлета» (Иоганн Брокман в роли Гамлета. 1777 г.)

Актерская и режиссерская деятельность Августа-Вильгельма Иффланда (1759 – 1814).

Раздел 11. Итальянский театр XVIII в.

11.1. Общая характеристика итальянского театра эпохи Просвещения.

Основные направления просветительской реформы в итальянском театре XVIII в.

11.2. Театральная реформа Карло Гольдони.

Реформа комедии Карло Гольдони (1707 – 1793). Творческий путь Гольдони. «Слуга двух господ» (первая ред. 1745 г.) и начало реформы. Сезон шестнадцати новых комедий. 1750/1751. «Хозяйка гостиницы» («Трактирщица») 1753 г. как опыт комедии характеров. «Коллективные» комедии Гольдони. («Кьоджинские перепалки» 1762 г.). Эмиграция Гольдони и тридцатилетие творческой деятельности во Франции. «Мемуары» 1787 г. как документ театральной истории.

11.3. Театральная деятельность Карло Гоцци и его полемика с Гольдони.

Полемика Карло Гоцци (1720 – 1806) с Гольдони и Кьяри. Театральные

сказки (фьябы) Гоцци. Особенности их поэтики. Фьябы Гоцци как

источник романтической трактовки традиций комедии дель арте.

11.4. Трагедии Витторио Альфиери.

Мелодрамы, оперы и трагедии в итальянском театре XVIII в.

Витторио Альфиери (1749 – 1803) и реформа трагедии.«Филипп».1777 г.

Особенности структуры действия и диалога.

11.5. Актерское искусство Италии XVIII в.

Актерское искусство Италии XVIII в. Ведущие антрепризы. Творчество Антонио Сакки.

11.6. Театрально-декорационное искусство и театральная архитектура Италии XVIII в.

Театрально-декорационное искусство Италии VIII в. Деятельность семейства Галли-Бибиена.

Раздел 12. Театр периода 1789–1871 гг. Немецкий театр. Австрийский театр.

12.1. Немецкие романтики и театр.

Особенности общественно-политического развития Германии на рубеже XVIII-XIX вв., после Великой французской революции и в эпоху наполеоновских войн. Формирование эстетики романтизма. Крупнейшие романтические школы (йенская, гейдельбергская, берлинская).

12.2. Драматургия и театральная деятельность Людвига Тика.

Театральная концепция «йенской школы». Критическое отношение романтиков к современному театру и отрицание просветительских тенденций, идея синтеза искусств, шекспиризм, принцип «романтической иронии» и т.д. Драматургия, театроведческая и режиссерская деятельность Людвига Тика (1773-1853).

Гейдельбергские романтики и театр, развитие ими жанров иронической комедии и мистериальной драмы.

12.3. Драматургия Генриха фон Клейста.

Театральная концепция Генриха фон Клейста (1777-1811), его романтическая интерпретация «трагедии рока», легендарно-исторической драмы, «народно-бытовой комедии» («Разбитый кувшин»), мифологической драмы («Пентесилея»), драмы чести («Принц Гомбургский»).

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) как театральный мыслитель и театральный практик.

12.4. Драматургия Георга Бюхнера.

Немецкий театр 1830-1840-х гг. Группа «Молодая Германия» (К. Гуцков, Г. Лаубе). Драматургические эксперименты Георга Бюхнера (1813-1837): «Смерть Дантона», «Войцек».

12.5. Драматургия Фридриха Геббеля.

Эволюция жанра трагедии (трилогия «Нибелунги») и «мещанской драмы» («Мария Магдалина») в драматургии Фридриха Геббеля (1813-1863).

12.6. Романтическое актерское искусство Германии. Творчество И.Ф.Ф. Флека, Людвига Девриента, Карла Зейдельмана.

Иоганн Фридрих Фердинанд Флек (1757-1801) – зачинатель сценического романтизма в Германии. И.Ф.Ф. Флек в оценке Л. Тика.

Творчество великого актера-романтика Людвига Девриента (1784-1832), его крупнейшие роли в пьесах Ф. Шиллера и У. Шекспира.

Актерское творчество Карла Зейдельмана (1793-1843).

12.7. Становление немецкой режиссуры 1-й половины XIX в. Театральная деятельность Карла Иммермана.

Становление режиссуры в немецком театре. Режиссерская деятельность Карла Лебрехта Иммермана (1796-1840) в Дюссельдорфе (1832-1837). Режиссерская и педагогическая деятельность Генриха Лаубе (1806-1884) в венском Бургтеатре (1849-1867).

12.8. Театрально-эстетическая концепция Рихарда Вагнера.

Театрально-эстетическая концепция Рихарда Вагнера (1813-1883), его идея «гезамткунстверк». Открытие вагнеровского театра – Фестшпильхауса в г. Байрейте (1876).

12.9. Историческое становление австрийского театра. XVIII – начало XIX в.

Историческое становление австрийского театра. XVIII – начало XIX вв.

12.10. Бургтеатр в XIX в.

Крупнейшие актеры и руководители трупп. Генрих Лаубе. Адольф Зонненталь. Иосиф Левинский. Шарлотта Вольтер.

12.11. Крупнейшие австрийские комедиографы XIX в.

Драматургия Фердинанда Раймунда, Иоганна Нестроя.

12.12. Драматургия и театральная деятельность Франца Грильпарцера.

Драматургия и театральная деятельность Франца Грильпарцера (1791—1872).

Раздел 13. Театр периода 1789–1871 гг. Французский театр.

13.1. Великая французская революция 1789-1794 гг. и театр.

Великая французская революция 1789-1794 гг. и театр. Отмена театральной монополии (1791), формирование системы частного театрального предпринимательства. Новые жанры эпохи Революции: мелодрама, водевиль. Массовые театрализованные зрелища.

13.2. Творчество Франсуа-Жозефа Тальма.

Судьба театра Комеди Франсез в период Революции; раскол труппы на «красную» и «черную» эскадру, воссоединение в 1799 г. Театральная жизнь в период наполеоновской Империи (1804-1815).

Франсуа-Жозеф Тальма (1763-1826) – крупнейший актер эпохи. Постановка «Карла IX» М.-Ж. Шенье (1789). Тальма в роли Гамлета (адаптация Ж.Ф. Дюсиса).

13.3. Борьба за романтический театр. Театральные манифесты В. Гюго, Стендаля и др.

Формирование романтизма во французском искусстве. Борьба за романтический театр.

13.4. Виктор Гюго и театр.

Театральная деятельность Виктора Гюго (1802-1885), вождя «неистовых романтиков». Его Предисловие к драме «Кромвель» (1827) – манифест театрального романтизма. Постановка драмы В. Гюго «Эрнани» в Комеди Франсез в канун Июльской революции 1830 г. Проспер Мериме (1803-1870) и его драматургия. Сборник «Театр Клары Гасуль», историческая драма «Жакерия».

13.5. Драматургия середины XIX в. Оноре Бальзак, Александр Дюма-отец, Альфред де Мюссе и др.

Театральная деятельность Александра Дюма-отца (1802-1870), Альфреда де Виньи (1797-1863), Оноре Бальзака (1799-1850). Их сотрудничество с крупнейшими актерами. Романтическая драма в творчестве Альфреда де Мюссе (1810-1857). Популярные драматурги середины XIX в. «Хорошо сделанная пьеса» Эжена Скриба (1791-1863), пример – «Стакан воды». Эжен Лабиш (1815-1888) и его водевили («Соломенная шляпка»).

13.6. Театр Комеди Франсез в первой трети XIX в. Творчество м-ль Марс и м-ль Жорж.

Сценическая практика театра Комеди Франсез в первой половине XIX в. Творчество крупнейших актрис: м-ль Марс (1779-1847) и м-ль Жорж (1787-1867). Гастроли Жорж в России (1808-1812).

13.7. Бульварные театры и особенности их деятельности. Творчество Пьера Бокажа и Мари Дорваль.

Репертуар и сценическая практика «бульварных» театров первой половины XIX в. Крупнейшие романтические актеры: Пьер Бокаж (1799-1862), Мари Дорваль (1798-1849).

13.8. Творчество Фредерика-Леметра.

Фредерик-Леметр (1800-1876). Создание Фредериком-Леметром сценического образа Робера Макера.

13.9. Творчество Гаспара-Батиста Дебюро.

Романтическая пантомима: образ «белого Пьеро» в исполнении Гаспара-Батиста Дебюро (1796-1846).

13.10. Творчество Рашели.

Трагический репертуар м-ль Рашель (1821-1858) на сцене Комеди Франсез. Гастроли Рашели в России (1853-1854) и оценка ее творчества деятелями русского театра.

Раздел 14. Театр периода 1789–1871 гг. Английский театр.

14.1. Театр конца XVIII – начала XIX вв. Особенности развития.

Театральная жизнь Англии конца XVIII – начала XIX вв. Привилегированные и малые театры, их репертуар.

14.2. Творчество Сары Сиддонс и Джона Кембла.

Сценический неоклассицизм в творчестве Сары Сиддонс (1755-1831) и Джона Кембла (1757-1823).

14.3. Английская романтическая драматургия. Джордж Гордон Байрон. Перси Биши Шелли.

Английские романтики и театр. Драматургия в творчестве Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), его мистерия «Каин», опыты в жанре исторической мелодрамы («Марино Фальеро», «Двое Фоскари»). Поэтическая драма Перси Биши Шелли (1792-1822) «Ченчи».

Английская мелодрама: особенности жанра.

14.4. Творчество Эдмунда Кина.

Творчество Эдмунда Кина (1787-1833), его крупнейшие шекспировские роли: Шейлок, Ричард III, Гамлет. Э. Кин в оценке английской романтической критики.

Актерская и режиссерская деятельность Уильяма Чарлза Макреди (1793-1873).

Отмена театральной монополии в 1843 г. Появление новых театров.

14.5. Театральная деятельность Чарлза Кина.

Театральная деятельность Чарлза Кина (1811-1868) в Принсес-театр (1851-1859), его шекспировские спектакли, особенности его постановочного стиля.

14.6. Сценическое искусство Англии середины XIX в. Крупнейшие актеры и руководители трупп.

Сценическое искусство Англии середины и второй половины XIX в. («викторианской эпохи»). Крупнейшие актеры и руководители трупп: Сэмюэл Фелпс, Мэри и Сквайр Бенкрофт, Элиза Вестрис, Чарлз Мэтьюз и др.

Раздел 15. Театр периода 1789–1871 гг. Итальянский театр.

15.1. Общая характеристика театра эпохи Рисорджименто. Основные тенденции драматургии.

Общая характеристика театральной жизни Италии в эпоху Рисорджименто (1796-1871). Специфика итальянского романтизма, его связь с идеологией национально-освободительного движения. Основные тенденции драматургии. Героико-романтическая и историческая драма.

15.2. Театральная деятельность Густаво Модены.

Творческая деятельность Густаво Модены (1803-1861) – реформатора итальянского актерского искусства.Актерская школа Модены.

15.3. Творчество Аделаиды Ристори.

Великие итальянские актеры «большого стиля»: Аделаида Ристори (1822-1906). Её творчество в восприятии деятелей русской культуры.

15.4. Творчество Эрнесто Росси.

Великие итальянские актеры «большого стиля»: Эрнесто Росси (1827-1896). Росси в шекспировском репертуаре. Его творчество в восприятии деятелей русской культуры.

15.5. Творчество Томмазо Сальвини.

Великие итальянские актеры «большого стиля»: Томмазо Сальвини (1828-1915). Сальвини в шекспировском репертуаре. Его творчество в восприятии деятелей русской культуры. К.С.Станиславский о Сальвини.

Раздел 16. Театр периода 1871-1914 гг. Скандинавский театр.

1.. Особенности развития театра скандинавских стран во второй половине XIX в.

Особенности развития театра скандинавских стран во второй половине XIX в. Датский театр.Формирование норвежского театра.

1. Драматургия и театральная деятельность Хенрика Ибсена 1850-1860 гг.

Хенрик Ибсен (1828-1906) – основоположник западноевропейской «новой драмы». Периодизация творчества Ибсена. Ранняя национально-историческая драматургия.

2. «Бранд». Проблематика и поэтика.

Философско-поэтическая драма 1860-1870-х гг. «Бранд».

3. «Пер Гюнт». Проблематика и поэтика.

Философско-поэтическая драма 1860-1870-х гг. «Пер Гюнт».

4. Мировая драма «Кесарь и гагилеянин».

Философско-символическая дилогия «Кесарь и галилеянин».

5. Драматургия Ибсена 1870-1880-х гг.

Произведения 1870-1880-х гг. («Кукольный дом», «Привидения», «Столпы общества», «Гедда Габлер», «Доктор Штокман»).

6. «Кукольный дом». Проблематика и поэтика.

Крупнейшие произведения 1870-1880-х гг. «Кукольный дом».

16.8. «Привидения». Проблематика и поэтика.

Крупнейшие произведения 1870-1880-х гг. «Привидения».

1. «Росмерсхольм». Проблематика и поэтика.

Символистские тенденции в поздней драматургии Ибсена («Росмерсхольм», «Строитель Сольнес»).

2..Драматургия Ибсена 1890-х гг.

Проблематика и поэтика пьес Ибсена «Строитель Сольнес», «Маленький Эйольф», «Кнут Габриэль Боркман», «Когда мы мертвые пробуждаемся». Ибсен и театр его времени.

3. Драматургия Кнута Гамсуна.

Крупнейшие драматургии Норвегии рубежа XIX-XX вв.: Бьернстьерне Бьернсон (1832-1910), Кнут Гамсун (1859-1952).

4. Драматургия и театральная деятельность Августа Стриндберга.

Драматургия и театральная деятельность Августа Стриндберга (1849-1912). Натурализм и символизм в его творчестве. Стриндберг и стокгольмский Интимный театр.

Раздел 17. Театр периода 1871-1914 гг. Французский театр. Бельгийский театр.

17.1. Натурализм в театре. Театральная деятельность Эмиля Золя.

Общественно-политическая и художественная жизнь Франции на рубеже XIX-ХХ вв. Ведущие стили и направления в искусстве.

Натурализм. Эмиль Золя (1840-1902) и театр.

17.2. Неоромантизм во французской драматургии. Эдмон Ростан и театр

Неоромантизм. Драматургия Эдмона Ростана (1868-1918). Героическая комедия «Сирано де Бержерак».

17.3. Символизм во французской драматургии. Творчество Мориса Метерлинка.

Драматургия символизма: основные авторы. Творчество Мориса Метерлинка (1862-1949).

17.4. Драматургия Альфреда Жарри.

Альфред Жарри (1873-1907) и его «Король Убю» в русле французского символизма.

17.5. Драматургия Поля Клоделя.

Поль Клодель (1868-1955) и его религиозно-поэтическая драматургия.

17.6. Крупнейшие актеры Франции: Б.-К. Коклен-старший, Жан Муне-Сюлли, Сара Бернар и др.

Актерское искусство Франции. Сара Бернар (1844-1923) на сцене Комеди Франсез и в гастрольном репертуаре. Ее крупнейшие роли. Жан Муне-Сюлли (1841-1916) в классицистской трагедии и в пьесах Шекспира. Бенуа-Констан Коклен (старший) (1841-1909). Коклен в мольеровских ролях и в роли Сирано де Бержерака. Габриэль Режан (1856-1920). Ее роли в «новой драме».

17.7. Свободный театр (Театр Либр) Андре Антуана. Сценическая реформа Антуана.

Театр Либр (Свободный театр) Андре Антуана (1858-1943) – первый режиссерский театр во Франции. Режиссерская концепция Антуана. Его репертуарная политика: постановки пьесы Л.Н.Толстого «Власть тьмы», произведений Х. Ибсена и других авторов «новой драмы».

17.8. Символистские театры-студии. Режиссерская деятельность Поля Фора.

Символистские театры-студии. Театр д’Ар (Художественный театр) Поля Фора (1872-1960). Театр Эвр (Творчество).

17.9. Режиссерская деятельность Орельена Люнье-По.

Театр Эвр (Творчество) под руководством Орельена Люнье-По (1867-1940). Особенности режиссуры символизма. Наиболее значительные спектакли этих театров. Продюсерская деятельность Люнье-По. Жак Руше и особенности функционирования Театра дез Ар (Театра Искусств).

17.10. Режиссерская и педагогическая деятельность Жака Копо.

Режиссерская и педагогическая деятельность Жака Копо (1879–1949), его театр Вье-Коломбье (Театр Старой Голубятни).

17.11. Бельгийский театр конца XIX-начала XX вв..

Драматургия Эмиля Верхарна (1855-1916).

Раздел 18. Театр периода 1871-1914 гг. Театр Германии, Австрии и Швейцарии.

1. Мейнингенский театр. Особенности гастрольной практики. Сценография и режиссура мейнингенской сцены.

Культурная политика Германии после объединения страны в 1871 г.

Мейнингенский театр: 1867 – 1893. Простановочные принципы театра: особенности репертуара, сценографии (Георг Мейнингенский) и режиссуры (Людвиг Кронег). «Юлий Цезарь» Шекспира в Мейнингейнском театре.

Гастрольная практика мейнингенцев и ее значение. Гастроли в России. Оценка творчества мейнингенцев К.С. Станиславским, А.Н. Островским и другими мастерами русской культуры.

2. Драматургия Герхарта Гауптмана.

Натурализм в немецком театре.

Драматургия Герхарда Гауптмана (1862-1946). Начало его творческого пути («Перед восходом солнца»). Сотрудничество с режиссерами. Основные тенденции творчества конца XIX – начала XX вв., выдающиеся произведения («Одинокие», «Ткачи», Потонувший колокол»). Драматургия Гауптмана после Первой мировой войны. Судьба творчества Гауптмана в годы «третьего рейха».

3. Основные направления немецкой и австрийской драматургии конца XIX – начала XX вв.

Основные направления немецкой и австрийской драматургии конца XIX – начала XX вв.

4. Театральная деятельность Отто Брама. Ансамбль Немецкого театра.

Отто Брам (1856-1912) и его театр Фрайе Бюне (Свободная сцена). Утверждение сценического натурализма.

5. Театральная деятельность Макса Рейнхардта.

Режиссерская деятельность Макса Рейнхардта (1873-1943). Его творческая эволюция. Эксперименты Рейнхардта с различными типами сценической площадки («иллюзионистская» вращающаяся сцена – «Сон в летнюю ночь», камерная сцена – «Привидения», сцена-арена цирка – «Царь Эдип», площадная сцена – «Миракль», «Каждый человек» и др.). Крупнейшие актеры театра Рейнхардта.

6. Творчество Йозефа Кайнца.

Великие актеры немецкой сцены конца XIX – начала XX вв.: Людвиг Барнай (1842-1924), Эрнст Поссарт, Йозеф Кайнц (1859-1910).

7. Творчество Александра Моисси.

Великие актеры немецкой сцены конца XIX – начала XX вв.: Александр Моисси (1880-1935).

8. Театральная деятельность Георга Фукса.

Создание Художественного театра в Мюнхене. Режиссерская и теоретическая деятельность Георга Фукса.

1. Театральная деятельность Эмиля Жак-Далькроза и Адольфа Аппиа.

Сценография и режиссерские эксперименты Адольфа Аппиа (1862-1928). Театрально-педагогическая деятельность Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950).

Раздел 19. Театр периода 1871-1914 гг. Английский и ирландский театр.

19.1.Идейно-эстетическая борьба в английской драме рубежа XIX – XX веков.

Политическая и культурная жизнь Англии конца «викторианской эпохи». Основные философско-эстетические течения. Движение «прерафаэлитов».

19.2.Оскар Уайльд, его театральная концепция и драматургия.

Эстетическая концепция Оскара Уайльда (1856-1900). Его комедии: «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным» и трагедия «Саломея».

19.3.Театральная деятельность Бернарда Шоу в 1890-е гг. Общая характеристика.

Театральная деятельность Бернарда Шоу (1856-1950). Этапы его творческого пути. Шоу и ибсенизм. Трактат «Квинтэссенция ибсенизма» 1891 г. «Драма-дискуссия» в концепции Шоу. Цикл «Неприятных пьес» и «Профессия миссис Уоррен»1893г.

19.4.Театральная деятельность Шоу в 1900-е – 1910-е гг. Общая характеристика.

«Пигмалион» 1912г. – шедевр драматургии Шоу. Проблематика и поэтика. «Дом, где разбиваются сердца».

19.5.Театральная деятельность Шоу позднего периода. Общая характеристика.

Историческая трагедия «Святая Иоанна» 1923 г.. Проблематика и поэтика. Шоу и тенденции интеллектуального театра ХХ века.

19.6.Театральная деятельность Харли Гренвил-Баркера.

Сотрудничество Шоу с режиссером Харли Гренвилл-Баркером (1877-1946). Шекспировские постановки Гренвилл-Баркера.

19.7.Творчество Элен Терри. Творчество Генри Ирвинга.

Сценическое искусство Англии рубежа XIX – XX веков. Творчество Эллен Терри (1848-1928). Творчество Генри Ирвинга (1838-1905) и театр Лицеум под его руководством.

19.8.Сценическое искусство Англии рубежа XIX-XX вв. Независимый театр.

«Независимый театр» Томаса Джекоба Грейна (1862 – 1935). Постановка новой драматургии Ибсена, Гауптмана, Стриндберга, Толстого.

19.9.Театральная концепция Эдварда Гордона Крэга. Режиссерская и сценографическая деятельность.

Творчество Эдварда Гордона Крэга (1872-1966). Режиссерско-сценографическая концепция Крэга. Идея «сверхмарионетки». Постановка Крэгом «Гамлета» в МХТ (1911).

19.10. Театральная деятельность Уильяма Поула.

Режиссерская деятельность Уильяма Поула (1852-1934). Реконструкция шекспировской сцены.

19.11. «Ирландское Возрождение» и театр. Драматургия Уильяма Батлера Йейтса. Драматургия Джона Синга.

Театр «Ирландского Возрождения». Драматургия Джона Миллингтона Синга (1871-1909). Драматургия и театральная деятельность Уильяма Батлера Йейтса (1865-1939).

Раздел 20. Театр периода 1871-1914 гг. Итальянский театр.

20.1.Основные направления в итальянском театре рубежа XIX-XX вв.

Основные направления в итальянском театре (веризм, символизм, неоромантизм). Драматургия Джованни Верги. Театральная деятельность Габриэле д'Аннунцио и его драматургия.

20.2.Актерское искусство Италии конца XIX – начала XX в.

Основные тенденции актерского искусства Италии конца XIX – начала XX вв. Творчество Эрмете Новели и Эрмете Цаккони.

20.3.Творчество Элеоноры Дузе.

Творчество Элеоноры Дузе (1858-1924). Ее сценический метод. Крупнейшие роли в классическом репертуаре (Мирандолина. Клеопатра), в драматургии Ибсена (Нора,Ребекка и др.), в пьесах Д`Аннунцио (Франческа, Анна и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: