Средневековые мистерии

В XV веке, когда на смену феодальным порядкам шли но­вые буржуазные отношения, в городах стали развиваться ре­месла, торговля, искусство.

Средневековый город, как гигантский магнит, притягивал к себе всевозможный люд - торговцев, ремесленников, актеров, беглых крестьян.

С развитием ремесел и торговли мастера стали объединять­ся в цехи, союзы ремесленников. Их возглавляли выборные старшины, отвечающие за соблюдение устава цеха. Цехи опре­деляли многое в жизни городов, являясь значительной общест­венной, производственной и военной силой. В XIV веке в Париже было 300 цехов, объединявших пять с половиной тысяч ремесленников. Масса мелких ремесленников, цеховых учеников, подмастерьев, находясь в экономической зависимости от хозяев цехов и гильдий, стала отстаивать свои права. Классовая борьба, возникшая в городах в XV—XVI веках, разрасталась, а социальные противоречия усиливались.

Рост, развитие городов, возникающие социальные противо­речия нашли отражение всредневековых мистериях. Мистерия - это жанр религиозного театра, являвшегося частью мно­годневного массового действа, в основе которого лежало само­деятельное искусство городского плебса. Это искусство, рож­денное площадью, рынком, шедшее от самых демократических слоев городского населения, было чрезвычайно сложным явле­нием, ибо таило в себе много противоречий, отразивших соци­альную и "политическую борьбу, которая шла в городах.

В этом жанре, по определению Г. Н. Бояджиева, «совмеща­ются и борются такие противоположные начала, как религиоз­ная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство, проявление стихийной народности, выражаемой в самодеятель­ности масс, и официальная подчиненность мистерии церкви и городским властям».

Организация мистериальных представлений, несмотря на религиозную направленность, поручалась городскому совету, а не церкви. Драматургия мистерии строилась на контрастном сочетании канонических религиозных сюжетов, шедших от церкви и официальных властей, жизненного материала зача­стую злободневного характера. Комедийное богохульство дьяблерий, «дьявольских сцен», сатирические бытовые миниатюры буффонов во вставных эпизодах, яркую жизненность площад­ного фарсового действа привносили в постановки мистерий са­ми исполнители.

Смех, вытесненный в средние века из официального культа и мировоззрения, свил себе неофициальное, но почти легальное гнездо под кровлей каждого праздника. Поэтому каждый празд­ник рядом со своей официальной - церковной и государствен­ной— стороной имел еще и вторую, народно-карнавальную, площадную сторону, организующим началом которой был смех. Эта сторона праздника была по-своему оформлена, име­ла свою тематику, свою образность, свой особый ритуал. Про­исхождение отдельных элементов этого ритуала разнородно... Существенным источником был и местный фольклор.

Первые религиозные спектакли на площади начали ставиться в Италии во второй половине XIII века. Первоначально они носили характер массовых пантомим («мимические мистерии»), и толь­ко во второй половине XV века, когда мистерия установилась как самостоятельный жанр, в ней большое значение стало при­даваться слову. Достаточно сказать, что «Мистерия Ветхого завета» состояла из 50000 стихов!

В мистериальных массовых зрелищах, собиравших на пло­щади и улицы городов Европы как профессиональных актеров, так и сотни актеров-любителей, стал традиционным конфликт между богом и дьяволом с показом рая и ада, с участием анге­лов, чертей и др. И если в изображении «райских» сцен актеры придерживались канонического текста и строгой манеры испол­нения, то уж в сценах в аду или же в эпизодах всемирного потопа и в целом ряде других в мистерию прорывался совершен­но иной дух — дух бытовых ярких зарисовок, полных насмешки, сатирической пародии.

Постановка мистерий имела свои традиции. Праздник обыч­но начинался веселым маскарадным шествием, проходившим по городу. Завершался он на городской площади, где участники шествий становились действующими лицами мистерии. Как правило, основными исполнителями в мистерии были представите­ли городских ремесленных цехов. Каждому цеху заранее пору­чали постановку и оформление определенного эпизода. Между цехами шло соревнование не только на лучшую актерскую иг­ру, но и качество постановки.

Вся работа над постановкой шла по заранее разработанно­му сценарию и постановочному плану. Следует отметить, что зачастую сценарии праздничных шествий и тексты мистерий со­здавались самими участниками - представите-лями различных цехов и гильдий, и реже всего - духовенством. Размах и масш­табы мистерии требовали большой подготовительной репетици­онной работы. Поэтому столь значительной была роль общей организации площадных мистериальных представлений. Сохра­нившиеся режиссерские планы XVI века (например, план ми­стерии в Люцерне и в Донауэшингене) содержат подробную планировку и описание массовых мизансцен, которые свидетель­ствуют о серьезной подготовительной режиссерской работе.

Главный режиссер-постановщик мистерий назывался «руко­водитель игр». Он занимался отбором исполнителей, репетиро­вал с ними, отрабатывал с большими группами участников от­дельные эпизоды, подчиняя все единому постановочному плану. Репетиционная подготовительная работа велась иногда не­сколько месяцев. Известно, например, что в Монсе в 1501 году было проведено 48 массовых репетиций!

В истории осталось имя прославленного актера, автора и режиссера Жана де ль Эспина, по прозвищу Понтале. Известно, что Понтале был автором и постановщиком мистерий, город­ских массовых карнавальных празднеств. В 1530 году он орга­низовал в Париже театрализованное массовое представление - торжественную встречу Элеоноры Австрийской.

Следует отметить, что режиссура средневековых мистерий отличалась большой изобретательностью. Три основные постановочные системы - «передвижная», «кольцевая», а также «система беседок» — свидетельствуют о высокой профессиональ­ной культуре создателей средневекового народного театра.

«Кольцевой» вариант и «система беседок» давали возмож­ность построить действие одновременно в различных местах, сообщив ему стремительный темп. Но особенный интерес пред­ставляет «передвижная» система, т. е. система педжентов. Педжент — повозка, на которой сооружалась декорация и переоде­вались актеры, исполнявшие определенный эпизод. Педженты выстраивались на улицах в том порядке, в котором шли эпизо­ды по действию мистерии. Зрительным залом были улицы и площади города.

Когда актеры заканчивали эпизод на первом педженте, он отправлялся на соседнюю улицу. Его место занимал второй педжент, а затем третий, четвертый — пока все эпизоды не про­ходили перед зрителями. Педженты в строгом строю совершали путешествие по всему городу, и таким образом десятки тысяч зрителей вовлекались в действие мистерии. Движение педжен­тов сопровождалось красочным шествием многочисленных ко­стюмированных групп, составленных из представителей цехов и гильдий.

О размахе и возможностях мистериальной режиссуры мож­но судить по дошедшему до нас сценарию французской «Ми­стерии об осаде Орлеана». Этот замечательный памятник мистериальной драматургии - патриотический гимн в честь освободительной борьбы французского народа против англий­ских захватчиков.

Представленная в Орлеане вскоре после его осады мисте­рия носила, можно сказать, документальный характер. Пред­полагается даже, что автор мистерии, воспроизводившей дей­ствительные исторические события, был участником героической обороны Орлеана. Драматические эпизоды, исполняемые актерами, сменяли огромные массовые сцены сражений. Войска «англичан» шли на приступ городских стен, откуда оборонявшиеся французы обливали «противника» кипящим маслом, па­лили из пушки и т. д. Сохранившаяся ремарка - «необходимо как можно больше выпускать ядер, выбрасывать веревочные лест­ницы, сталкивать неприятеля во рвы» - свидетельствует о том, что режиссура мистерий стремилась кдостоверности и подлин­ности.

Вообще постановочная культура мистериального театра бы­ла высокой. Без театральных чудес немыслимо было ни одно представление мистерии. Так, в сценах ада пылали огромные костры, актеры проваливались в «преисподнюю». На глазах у зрителей (при помощи системы блоков) возносился в небо Хри­стос, пылали и рушились крепостные стены. На «облаках» с небес спускались ангелы, «всемирный потоп» заливал площади, праведников «пытали» на раскаленных жаровнях, «распинали на кресте», «бросали в яму к диким зверям» и т. д. Была даже специальная должность «руководителя секретов», одного из главных создателей спектакля в мистериальном театре.

Канонические тексты мистерий предусматривали комические импровизации: «Здесь говорит шут», «Здесь поместить несколь­ко рассказов собственного сочинения, дабы развеселить зрите­ля» - такими ремарками испещрены страницы мистериальных драм. Самыми активными действующими лицами мистерий с годами стали комические персонажи «Дурак» и «Бес». Удельный вес комических эпизодов вырос настолько, что внутри самих мистерий выделились самостоятельные комедийно-буффонные жанры. «Здесь вставить фарс» (т. е. фарш, начинку для прес­ных представлений) - подобные ремарки встречаются в текстах мистерий. И целые комедийные бытовые пьесы вплетались в действие религиозных драм, внося в них вольный дух гистрионов и масленичных гуляний.

К XVI веку фарс приобрел не только самостоятельное зна­чение, но и стал одним из основных жанров средневекового те­атра. Фарсы играли на ярмарках, среди шумного и веселого народного гулянья.

Говоря о стиле актерского исполнения, мы должны помнить, что на городских площадях и улицах актеры мистериальных представлений, открытые со всех сторон для многотысячной толпы зрителей, были вынуждены использовать специфические приемы, которыми пользовались еще гистрионы и буффоны. Площадь диктовала и подчеркнуто утрированный жест, и гро­могласное чтение стихов, и ту гиперболизацию в раскрытии смысла представления, без которой многие детали исполнения просто пропадали бы. Освоение многолетнего опыта народных актеров сыграло большую роль в демократизации мистерии, в ее повороте от религиозной мистики к злободневному, звонко­му, веселому народному площадному действу.

В XVI веке в мистериях настолько явно и определенно за­звучали земные ноты, полные комизма, шутовства и богохуль­ства, что князья церкви объявили жестокую войну мистериальному театру, который полвека назад считали своим детищем. Над мистериальным площадным театром нависла смертельная угроза: церковь провозгласила священный поход против ереси, беспощадно искореняя огнем и мечом любое ее проявление. Церковники многократно поднимали вопрос о запрещении «бе­совских игрищ», к числу которых была причислена и мистерия. Мистериальный театр стремились ослабить и организационно. Королевская власть, запретив городское самоуправление и разрушив цеховые организации, уничтожила главную производственную и организационную базу мистериального площадного театра. Лишенный материальной основы, он прекратил свое су­ществование.

В Англии, в провинциальном Йорке, когда-то славившемся мистериальными представлениями, и по сей день на живопис­ных развалинах древнего аббатства по исторически сложившей­ся традиции, как и в средние века, играются мистериальные спектакли. В них и история города Йорка, и легенды о его воз­никновении, и рассказы о грозных событиях, о прошумевших над городом кровавых битвах, нашествиях иноплеменников. И как когда-то в старину, весь город собирается посмотреть на эти массовые постановки под открытым небом. Кинохроника запе­чатлела торжественное шествие участников спектакля и зри­телей — от самых старых горожан до пестрых групп мальчи­шек и девчонок, восторженно встречающих средневековых гла­шатаев и шутов...

Из европейских стран, где в XX веке сохранилась традиция спектаклей под

открытым небом, следует назвать Швейцарию, Францию, Италию,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: