Глава 6. Празднества Великой Французской революции

По своему существу народный праздник не может быть аполитич-ным, «ничейным» идеологически: он всегда выражает идеологию той или иной социальной и общественной формации, позицию народа, его устремления, его веру в определенные иде­алы. Доказательство тому - празднества Французской револю­ции, ставшие действенным пропагандистским оружием в утверждении ее идеалов.

Великая французская революция 1789-1794 года вызвала к жизни грандиозные массовые зрелища, ярко отразившие идеи и мятежный дух эпохи. Потребность в народных празднествах была столь велика, что выдающиеся политические деятели Франции неоднократно поднимали об этом вопрос на заседани­ях Конвента. Народные празднества Французской революции стали частью общей политики, последовательно проводимой ре­волюционным Конвентом.

Конвент, создавая «гениальные» (по определению А. В. Лу­начарского) национальные празднества, опирался на близкие революционному народу идеи Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро, впер­вые теоретически обосновавших сущность народного праздника как общественно значимого явления, служащего делу воспита­ния народа. В преддверии революции французские просветители придавали большое значение массовым празднествам - могуче­му средству объединения и воспитания народа.

Общественное настроение революционной Франции, стрем­ление к объединению всего народа, страстное желание выска­зать во всеуслышание свои мысли, мечты, ощущение очисти­тельной бури, пронесшейся над страной, всеобщая вера в побе­ду революции — вот те предпосылки, которые способствовали рождению празднеств революционной Франции.

Массовые манифестации, шествия, массовые представления, славящие революцию, воспевающие ее, так же как и «Марсель­еза» - мятежный гимн восставшего народа, - все это слилось с революцией, стало ее неотъемлемой частью, ярким проявлени­ем ее духа.

«Пришлите 1000 солдат или 1000 экземпляров «Марселье­зы»,- требовали с фронта генералы Армии Революции. Они просили не пушек, а «Марсельезу»!

Кульминацией в решении вопросов организации массовых празднеств стало выступление Робеспьера на заседании Кон­вента. В этот день он сделал доклад «Об отношениях религиоз­ных и нравственных идей к республиканским принципам и о национальных празднествах». «Разумная система националь­ных праздников, - говорил Робеспьер, - была бы одновременно самой отрадной связью братства и самым могущественным средством возрождения».

По предложению Робеспьера Конвент принял правительственный декрет, которым были учреждены народные «Декадные празднества». Они посвящались Республике, Народу, Мученикам Свободы, Человеческому роду, Природе, Разуму и т. д.

Комитету общественного спасения иКомитету народного образования было поручено разработать план проведения этого декрета в жизнь. Конвент объявил конкурс на лучший проект перестройки здания Оперы в здание для проведения националь­ных празднеств. Выпускались правительственные сообщения об использовании площадей для устройства национальных празд­неств.

Сохранившиеся документы дают нам не только ощущения событий той эпохи. Даже язык этих документов свидетельст­вует о том, какое огромное значение придавала Французская революция искусству, видя в нем могучее средство воспитания нации в духе революционных идей.

Мирабо в своей речи в Конвенте «Об организации нацио­нальных празднеств» обратил особое внимание на воспитатель­ное значение празднеств революции, предлагая устранить из них религиозные элементы, чтобы придать празднествам поли­тический характер, прославляющий победу революции.

Гретри говорил о необходимости масштабных обобщений, участия больших масс народа, о том, что «нужны могучие ак­корды».

Луи Давид представил Конвенту «Доклад и декрет о празд­новании республиканского единства 10 августа», где предложил проекты различных празднеств, приуроченных к знаменатель­ным датам. Впоследствии Луи Давид стал автором сценарных планов, режиссером-постановщиком и художником многих ре­волюционных праздников.

Национальные празднества были прекрасной традицией ре­волюционной Франции. По определению Ромена Роллана, «пло­дотворной оригинальности в них... больше, чем во всем фран­цузском театре XVIII века».

Лучшие поэты, музыканты, художники революционной Франции объединили свои усилия для создания народных праздников.

14 июля 1790 года состоялся праздник Федерации. В своеобразном прологе артисты и сводный хор исполнили в соборе Нотр-Дам кантату «Взятие Бастилии» М.-А. Дезожье.

Основным местом действия этой первой революционной тор­жественной церемонии избрали Марсово поле. Здесь специаль­но для праздника по решению городских властей, самим наро­дом было выстроено сооружение «Алтарь Отечества», который венчала надпись: «Народ, Законы, Отечество, Конституция», устроены специальные площадки для сводных военных оркест­ров и хоров, установки для орудий.

Батальоны Национальной гвардии в парадной одежде, огромные сводные оркестры, многочисленные толпы народа — вся эта пестрая и, казалось бы, никем не управляемая масса была вместе с тем отлично организована. По грандиозности вы­думки, своеобразной фокусировке в единое зрелище компонен­тов можно безошибочно определить, что во главе этих празд­неств стояли настоящие режиссеры. Одним из авторов-поста­новщиков массовых празднеств, как уже сказано, стал выдаю­щийся художник Франции Луи Давид. По поручению Конвента он возглавил подготовку крупнейших революционных празд­неств; характерно, что при создании массовых представлений он выступал и как сценарист, и как режиссер.

Перед официальным началом праздника на Марсовом поле народ плясал, пел национальные французские песни. Исследо­ватели упоминают овернцев и провансальцев, исполнявших на­родные танцы. В празднестве принимали участие и батальоны гвардии, заполнившие всю площадь и образовавшие огромные хороводы.

Всеобщий энтузиазм вызвала Клятва верности Франции, провозглашенная Лафонтейом с Алтаря Отечества. Все Марсово поле подхватило Клятву верности, перешедшую в исполне­ние гимна. Гимн, созданный в честь праздника Госсеком, был решен необычно: в его партитуру были введены артиллерийские залпы. Они гремели, отмечая окончания музыкальных фраз. По этому поводу композитор Гретри заметил, что революция изобрела «музыку с пушечными выстрелами».

Заслуживает упоминания, что одним из центров самого ве­селого и многолюдного праздника в честь Федерации были развалины ненавистной народу Бастилии, где гордо красова­лась видная издалека надпись: «Здесь танцуют».

В 1792 году на Марсовом поле состоялся «Праздник Свобо­ды», в котором приняли участие сводный оркестр Националь­ной гвардии, огромный хор и многотысячные массы парижан. В кульминации праздника, когда во время исполнения револю­ционных песен колесница Свободы объезжала Алтарь Отечест­ва, весь народ подхватил мотив и затем с пением «Caira» и «Карманьолы» пустился в пляс. Плясало и пело все Марсово поле, а там собиралось, по свидетельству очевидцев, до полу­миллиона человек.

Но не только шествиями, песнями и плясками ограничива­лась режиссура празднеств Французской революции. Создавались и новые обряды, символизирующие революционное обнов­ление мира.

В 1793 году, в честь годовщины Федерации, состоялся тра­диционный народный праздник (автор сценария и режиссер — Луи Давид). Праздник был построен на символических обря­дах, проникнутых духом Руссо. Огромные толпы народа собра­лись еще до зари, чтобы «Гимном Природе», написанным спе­циально для этого праздника Госсеком, приветствовать восходящее солнце. («Гимн Природе» задолго до праздника парижане разучивали на специальных репетициях.) «Полем Собрания» избрали площадь Бастилии. На развалинах крепо­сти воздвигли «Родник Возрождения» — колоссальную статую женщины, из грудей которой били фонтаны воды. В момент по­явления первого луча солнца зазвучал величественный «Гимн Природе», исполняемый оркестром и огромным сводным хором, после чего началось символическое омовение у «Родника Воз­рождения». Трубы и барабаны приветствовали торжественное появление 86 комиссаров департаментов революционной Фран­ции. Гремели оркестры. Читались пламенные стихи о свободе. Грохотали пушечные салюты. Пели хоры. Затем торжественный кортеж, во главе которого члены Конвента несли огромную кни­гу Конституции, с пением «Марсельезы» двинулся на площадь Революции, к статуе Свободы. Закончилось шествие на Марсо­вом поле, где состоялось театрализованное представление.

В день праздника Федерации на специальной сцене под от­крытом небом, установленной на Марсовом поле, были пред­ставлены массовые героические эпизоды из осады Лилля. Эта постановка считается первым шагом к организации народного национального театра Франции.

Народные празднества Великой французской революции положили начало новому революционному искусству. Они явили всему миру веру народа в идеи французской революции — ве­ру в Свободу, Равенство и Братство.

Военные оркестры (в одном из праздников приняли участие свыше 700 музыкантов), многотысячные хоры, войсковые соеди­нения революционной армии, артисты всех театров Парижа, шествия через город, пиротехника, пушки, большие группы тру­бачей и барабанщиков — стремление вовлечь в действие весь народ - вот черты, характерные для празднеств французской революции. И что было особенно важно - четкая политическая программа.

Клятва верности Республике и Революции почти всегда бы­ла кульминацией народного празднества. Слова Клятвы, кото­рую подхватывали многотысячные народные массы, присутствовавшие на празднике, провозглашали не актеры парижских те­атров, а выдающиеся политические деятели Франции, что придавало Клятве еще более глубокий смысл и значение. По традиции эта народная Клятва перерастала в пение «Марсель­езы», которую исполняли все собравшиеся. И вновь над Пари­жем гордо и грозно гремела «Марсельеза», сопровождаемая грохотом орудий, призывая народ революционной Франции к солидарности, к единению в борьбе, вселяя веру в грядущую победу мировой революции.

Так в празднествах Французской революции, озаренных ве­ликими революционными идеями, воедино слились политика и искусство. И это — один из итогов, принципиально важных для определения черт становления жанра массовых празднеств и зрелищ.

Революционные традиции этих празднеств живы во фран­цузском народе до сих пор. Морис Торез в книге «Сын народа» вспоминает, как в 1936 году отмечалось столетие со дня смерти Руже де Лиля, создателя «Марсельезы»: «Торжественные цере­монии состоялись в парижском зале «Плейель» и в моем изби­рательном округе Шаузи-Ле-Руа, где автор «Марсельезы» про­вел последние годы своей жизни... Наша партия вновь поддер­жала лучшие республиканские традиции и показала себя до­стойной наследницей якобинцев 1792 года. Не явилась ли она, подобно этим великим служителям родины, организатором вос­стания масс против фашизма, против привилегий и современ­ных тиранов, в защиту единой и неделимой республики?

Под звуки созданного Руже де Лилем гимна свободы и «Интернационала» 14 июля 1936 года миллионы мужчин и жен­щин продефилировали от Бастилии до площади Нации.

Вновь, как и в легендарные годы Великой французской ре­волюции, по улицам Парижа шло праздничное шествие, и вновь над французской столицей мощно и грозно гремела «Марсель­еза», исполняемая миллионным хором граждан Франции.

Так почти через полтора века ожили и воплотились в реаль­ном народном празднестве, и мечты Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро, и идеи Дантона и Мирабо, и пламенные декреты Робеспьера о необходимости создания празднеств, объединяющих, сплачи­вающих в монолитную могучую силу весь народ.

По словам заслуженого профессора истории Руанского университета Клода Мазорика, падение Бастилии было ключевым моментом в истории Франции, давшим стране ее базовые ценности: суверенитет народа, выборную демократию, равенство между согражданами, права человека и идею государства-нации.

Вопросы самоконтроля:

1. Какие государственные праздники были учреждены Конвентом Франции?

2. Режиссер-постановщик праздников Французской революции и его работы.

3. Режиссерские находки в постановке массовых праздников.

4. Использование элементов праздников Французской революции в современных праздниках.

Литература:

1. Жигульский, К. Праздник и культура - М.: Прогресс, 1985.

2. Журнал «Праздник» 2001-2008.

3. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. — М.:
Наука, 1978.

4. Наши новые праздники.- М.: Эксмо, Яуза, 2007.

5..Чечетин, А. И. История театрализованных представлений: Уч. пос. для

вузов, колледжей культуры. М.МГУКИ, 1999, вып.2 80с, вып.3 -82 с.

6. Шароев, И.Г. Театр народных масс. - М.: ГИТИС, 1978.

7. Энциклопедический словарь юного зрителя.- М.: Педагогика, 1989..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: