Французский мыслитель Ж. Бодрийар является одним из наиболее влиятельных современных социальных теоретиков. Его творчество принято относить к постмодернистской социальной теории, хотя сам он не считал себя постмодернистом.
Подобно Маклюэну, Бодрийар считает, что СМИ радикальным образом меняют общество, однако рассматривает эти изменения в целом негативно. По мнению Бодрийара, распространение СМИ приводит к тому, что подлинная реальность полностью утрачивает своё значение и вытесняется так называемой «гиперреальностью», продуцируемой СМИ.
«Гиперреальность» есть царство «симулякров». Симулякр, в понимании Бодрийара, это «копия копии», которая отсылает зрителя или потребителя не к реальному объекту, в «гиперреальности» вообще не существующему, а к другой копии. Переизбыток информации, производимый современными СМИ, уничтожает категорию смысла. Смысл как таковой перестаёт существовать. «Мы производим в изобилии образы, которые не передают никакого смысла. Большинство образов, которые доносят до нас телевидение, живопись, образы аудиовизуальные или синтетические образы — все они не значат ничего».
|
|
Созерцая мир через призму СМИ, человек видит только то, что ему показывают, и считает реальным то, что видит. Всё, что не попадает в поле зрения СМИ, как бы не существует вообще, поскольку не получает репрезентации. С другой стороны, всё, что попадает в объектив, а затем на экран, неизбежно становится зрелищем, даже если речь идёт о войне или катастрофе. Таким образом, будучи преображёнными СМИ, события утрачивают своё подлинное значение. То же самое происходит с реальностью в целом. На смену
естественному приходит искусственное, на смену реальному — виртуальное. Однако Бодрийар не считает, что СМИ «манипулируют» податливой зрительской аудиторией. СМИ и «массы» как объект их воздействия находятся в отношениях взаимозависимости, которую Бодрийар описывает следующим образом:
«Массы принимают абсолютно всё и абсолютно всё делают зрелищным; им не требуется другой код, им не требуется смысл; они, в сущности, не сопротивляются — они просто обрекают всё на соскальзывание в некую неопределённую сферу, которая даже не является сферой бессмыслия, а выступает областью всеохватывающего гипноза/манипуляции. Всегда считалось, что массы находятся под влиянием средств массовой информации — на этом построена вся идеология последних. Сложившееся положение объясняли эффективностью знаковой атаки на массу. Но при таком, весьма упрощённом, понимании процесса коммуникации упускается из виду, что масса — медиум гораздо более мощный, чем все средства массовой информации, вместе взятые, что, следовательно, это не они её подчиняют, а она их захватывает и поглощает или, по меньшей мере, она избегает подчинённого положения. Существуют не две, а одна-единственная динамика — динамика массы и одновременно средств массовой информации»1.