Налоговая система США. Общая характеристика

В США власть распределяется между суверенным Федеральным правительством и суверенными штатами. Основы такого разделения власти имеют давнюю историю. Во взаимоотношениях между штатами и находящимися на их территории органами местного самоуправления, в общем, не встает вопрос о разграничении суверенитета. После 20-х годов существенно расширились полномочия центральной власти, что привело к возникновению конкурентной борьбы между центром и штатами за определение границ их юрисдикций. Практически права штатов по контролю за органами местного самоуправления ограничены.

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов; нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты. Законодательные органы штатов могут вводить лишь налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов.

Подоходный налог с населения взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица. Каждый налогоплательщик — физическое лицо, имеет свой налоговый статус: супруги, заполняющие совместную налоговую декларацию; супруги, заполняющие раздельные налоговые декларации; главы семейств; одинокие налогоплательщики; вдовы (вдовцы). В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.

Условно подсчет доходов выполняется в три этапа:

1. Подсчитывается валовой доход, при этом учитывается общая сумма доходов: заработная плата и другие виды жалованья; аннуитет; пенсии; полученные алименты; доходы по ценным бумагам; вознаграждения; бонусы; рента и роялти; призы и награды; фермерский доход; социальные пособия и пособия по безработице; стипендии; доходы по трастовым операциям и недвижимости и т. д.

2. Определяется скорректированный валовой доход. Для этого из валового дохода вычитаются разрешенные федеральным законодательством различные виды льгот, к которым относятся: торговые или производственные затраты; убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами; затраты, связанные с получением ренты или роялти; пенсионные взносы лиц, работающих не по найму; уплаченные алименты; авансовые налоговые взносы; выплаты дополнительных пособий по безработице; взносы в фонд медицинского страхования лиц, работающих не по найму (до 25%).

3. Налогооблагаемый доход получается в результате исключения из скорректированного валового дохода классифицированных или стандартных вычетов: необлагаемого минимума плательщика (2 тыс. долл.) и необлагаемого минимума на каждого иждивенца плательщика; стандартной скидки (3 тыс. долл. для одинокого лица, 5 тыс. долл. для супружеской пары, 4,7 тыс. долл. для главы семьи); дополнительных скидок для лиц старше 65 лет, инвалидов (750 долл. для одинокого лица и 1,125 тыс. долл. для главы семьи) и потерявших зрение (750 долл.); расходов по переезду на новое место жительства; части выплат по системе социального обеспечения; убытков в результате стихийных бедствий (превышающих 10% дохода); расходов на медицинские цели (до 7,5% скорректированного валового дохода); расходов, связанных с повышением квалификации; командировочных расходов; благотворительных взносов (четко классифицированы в законодательстве) и др.

Налог на прибыли корпораций претерпел существенные изменения в результате налоговых реформ 80—90-х годов. Хотя фискальная роль данного налога не столь значительна по сравнению с подоходным налогом, он представляет собой важный финансовый инструмент, который правительство использует для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее развития.

Главным принципом налогообложения корпораций является взимание налога с чистой прибыли, т.е. валового дохода за исключением разрешенных льгот. Законодательством установлены следующие ставки налога на прибыль корпораций: с первых 50 тыс. долл. — 15%, со следующих 25 тыс. долл. - 25%, а свыше 25 тыс. долл. — 35%.

Расчет налогооблагаемого дохода осуществляется в несколько этапов. На первом этапе определяется валовой доход, т.е. суммируется выручка от реализации товаров и услуг (за минусом издержек), рентные платежи, роялти, доход от прироста капитала и прочие доходы. На втором этапе из валового дохода вычитаются заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные налоги (местные и штатные), проценты за кредит, амортизация (в обрабатывающей промышленности), скидки на истощение природных ресурсов (в добывающих отраслях) от 5 до 22%, но не свыше 50% налогооблагаемого дохода, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий (уплату налога можно перенести на будущее — до 15 лет и пересчитать налоги прошлых трех лет), благотворительные взносы (до 10% налогооблагаемого дохода) и др. Далее вычитаются чистые операционные убытки, до 30% полученных дивидендов, некоторые организационные расходы (для компаний, создающих новые рабочие места, — по 2,4 тыс. долл. на одно рабочее место), расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт (до 10% инвестиций) и реставрацию зданий, имеющих историческую ценность (до 20%).

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства. Благодаря этим льготам некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. Так, в засушливый год фермеры могут не отражать в налоговой декларации свои доходы, полученные от вынужденной продажи скота и страховых возмещений за погибший урожай. Такие доходы они должны будут отразить лишь в следующем году. К полученному доходу применяются налоговые ставки в 15, 25 и 35%. Из суммы налога исключаются авансовые налоговые платежи.

Используя налоги, правительство США может не только регулировать поступление в бюджет, но и решать различные социально-экономические задачи. В зависимости от поставленной цели повышению налогов сопутствует расширение налоговых льгот и, наоборот, снижению налогов соответствует ликвидация налоговых преференций.

Доходы, обеспечиваемые поступлениями взносов на социальное страхование, как видно из табл., постоянно растут. Их уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение (составляют более 27% налоговых поступлений федерального бюджета) и 1,45% — на бесплатную медицинскую помощь (более 7% всех налоговых доходов). Таким образом, комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8% фонда заработной платы (с первых 7 млн. долл. в год), что составляет более 2% общего объема налогов федерального бюджета. В 1970 г. доля социальных налогов в общем объеме доходов федерального бюджета равнялась 20,9%, в 1980 г. — 30,5%, а в 1993 г. - 32,1%.

Роль акцизов, наоборот, все время снижается. В 1970 г. их доля в налоговых поступлениях федерального бюджета была на уровне 8,4%, в 1980 г. она сократилась почти в 2 раза и составила 4,7%, к концу 80-х годов уменьшилась до 3,5%, а в 1993 г. немного увеличилась — до 4,2%. Такое положение объясняется постепенной отменой некоторых акцизов или снижением их размера, например, на почтовые марки, спички и др.

Ставки акцизов могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товаров и услуг и в долларах (центах) по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров, а также к стоимости услуг.

Налоги с наследства и дарений физические лица платят по ставке от 18 до 55%, если стоимость имущества превышает 600 тыс. долл. Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений имеет тенденцию к снижению. В 1970 г. она составляла почти 2%, а в 1993 г. — немногим более 1%, что объясняется снижением роли данного налога для федеральной власти и повышением его значимости на местном уровне.

Таможенные пошлины дают незначительную часть доходов федерального бюджета. Их доля практически не меняется на протяжении длительного периода времени. С 1970 по 1993 г. она оставалась приблизительно на уровне 1,6%.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему США, Германию и Швейцарию называют федеративными и конфедеративными государствами?

2. Что подразумевается под финансовым выравниваем в Германии?

3. Каковы основные методы избежания двойного налогообложения применимы в налоговой системе Швейцарии?

4. В чем особенность налогообложения стратегически важных отраслей в США?

Литература:

1. Дернберг Р.П. Международное налогообложение М: ИНФРА-М, 2001

2. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М.: Юристъ, 2000.

3. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под. ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Юнити, 2000.

4. Налоги в развитых странах / Под ред. И.Г. Русаковой. – М.: Финансы и статистика, 1991

5. Бурстин Д. Ключевая категория американского сознания: подоходный налог в США (история и современность) // Налоговая полиция. 1997. № 6. С. 15

6. Зойтхаймер К. Федеративная Республика Германии сегодня: Пер. с нем. – М.: 1996.

7. Менеджмент и рынок: германская модель. / Под ред. Проф. У.Рора и проф. С. Долгова. – М.: БЕК, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: