Основными требованиями к материалам для изготовления зубчатых колес являются:
Ï прочность общая и поверхностная;
Ï выносливость зубьев при изгибе;
Ï стойкость к заеданию;
Этим требованиям соответствуют термически обработанные стали, которые подвергаются нормализации, закалке, улучшению (закалка с высоким отпуском), цементации, азотированию.
Стальными заготовками являются поковки, изготовленные из проката или литья, т. к. зубчатые колеса относятся к ответственным передачам.
К ним относятся:
Ï углеродистая сталь – 35, 45, 50;
Ï легированная сталь – 15Х, 20Х, 35Х, 40Х, 50Г;
Ï стальное литьё – 35Л, 45Л, 55Л;
А также:
Ï заготовки из серого чугуна – СЧ150-320; СЧ180-360 – применяют в тихоходных передачах;
Ï заготовки из неметаллических материалов – текстолита, капролона и других для работы с металлическими колесами с целью уменьшения шума.
Зубья с твердостью < НВ350 допускают чистовое нарезание после термообработки с высокой точностью.
Зубья с твердостью > НВ350 нарезаются до термообработки, т.к. они плохо обрабатываются после термообработки (например, цементация может вызвать коробление зубьев). Зубчатые передачи высокой твердости применяются в малогабаритных передачах, они передают высокую мощность.
|
|
Соотношение твердости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса не может быть выбрано произвольно:
если твердость рабочих поверхностей зубьев колеса £ 350, то в целях долговечности зубьев, ускорения их прирабатываемости и повышения сопротивляемости заеданию, твердость рабочих поверхностей зубьев шестерни на НВ 20-50 МПа больше твердости зубьев колеса.
Точность зубчатых передач
При изготовлении зубчатых передач неизбежны погрешности, которые выражаются в отклонениях шага, соосности колес, направления зубьев, межосевого расстояния и т. д. Эти погрешности приводят к повышенному шуму во время работы и преждевременному разрушению передачи.
Точность регламентируется стандартами:
6-ая степень – соответствует высокоточным скоростным передачам;
7-ая степень – соответствует точным скоростным передачам;
8-ая степень – соответствует передачам средней точности;
9-ая степень – соответствует тихоходным передачам пониженной точности.
Потери мощности в зубчатых передачах складываются из потерь на трение в зацеплении и на трение в подшипниках.
Потери в зацеплении зависят от точности изготовления, способа смазывания и числа зубьев колес.